Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Главная › Температура, влажность ›

18.11.2019

Датчик всасываемого воздуха или ДТВВ — один из десятка датчиков, с помощью которых блок управления двигателем (ЭБУД) управляет работой основных подсистем мотора. Эта статья расскажет о том зачем он нужен, где расположен, как работает и о том, как самостоятельно определить его исправность.

Назначение и расположение

Необходимость в ДТВВ обусловлена тем, что холодный и горячий воздух отличаются плотностью, а следовательно и содержанием кислорода. Из-за этого явления требуется корректировать работу системы питания для приготовления оптимальной топливо-воздушной смеси.

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Этот прибор устанавливается, в зависимости от модели двигателя, в одном из 3 компонентов системы питания:

  • корпус воздушного фильтра;
  •  шланг, соединяющий воздушный фильтр и дроссельный узел;
  • впускной коллектор или ресивер.

Устройство и принцип действия

Основной компонент ДТВВ – терморезистор или термистор. Его сопротивление меняется в зависимости от температуры.

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Работает этот компонент системы управления двигателем следующим образом. При включении зажигания на колодку датчика от ЭБУД подается сигнал напряжением 5 вольт.

При прохождении через датчик, напряжение сигнала изменяется в зависимости от сопротивления.

Эту разницу между входным и выходным уровнем сигнала фиксирует ЭБУД и, в соответствии с программой, изменяет время впрыска топлива в цилиндр.

Признаки неисправности

Неправильно работающий или вышедший из строя датчик проявляет себя следующим образом:

  • неустойчивый холостой ход (плавают обороты);
  • увеличенный расход топлива;
  • снижение приемистости мотора;
  •  проблемы с пуском двигателя при минусовых температурах;
  •  на комбинации приборов горит контрольная лампа Check Engine;
  • при считывании ошибок из оперативной памяти ЭБУД отображаются коды Р0112 и Р0113.

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Причины неисправности

Причин, из-за которых блок управления двигателем получает неправильную информацию от датчика температуры всасываемого воздуха 5:

  • загрязнение рабочей поверхности;
  • поврежден терморезистор;
  • окисление контактов устройства, ЭБУД;
  • обрыв соединительных проводов;
  •  короткое замыкание на «массу» из-за повреждения изоляции соединительных проводов;
  • неисправен ДТВВ или ЭБУД.

Диагностика и устранение неисправности

Требуемый инструмент:

  • мультиметр;
  • термометр;
  • фен.

Порядок действий следующий:

  1. Открыть капот и отсоединить колодку проводов от датчика.
  2. Переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения.
  3. Включить зажигание.
  4. Приложить щупы мультиметра к контактам колодки. Напряжение должно быть 5 ± 0,2 В. Если оно ниже 4,8 В, то в цепи есть замыкание на «массу».
  5. Выключить зажигание и снять ДТВВ с автомобиля. Оставить его помещении на 20-30 минут для выравнивания температур датчика и окружающего воздуха.
  6. Переключить мультиметр в режим омметра. Измерить температуру в помещении термометром.
  7. Приложить щупы к контактам датчика и записать показания.Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ
  8. Нагреть ДТВВ феном и измерить сопротивление. Температуру при измерении можно считать равной 70ºС.
  9. Сравнить полученные данные с диагностической таблицей. Последнюю можно найти в инструкции по ремонту и эксплуатации. Ниже, в качестве примера, приведена таблица для Chevrolet Lacetti с моторами F14D3 и F16D3.

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Если температура, определенная по диагностической таблице,отличается от реальной на 10-15 градусов, то можно попробовать очистить рабочую поверхность и контакты от загрязнений и окисления с помощью очистителя карбюратора, спирта, растворителя и зубной щетки. Это повысит чувствительность датчика, уменьшит сопротивление в цепи и улучшит работу двигателя.

Если значения сильно отличаются, то нужно заменить датчик или впаять новый, подходящий по характеристикам, термистор или терморезистор.

Итог

Подводя итог, можно сказать, что датчик температуры всасываемого воздуха – небольшой, но важный элемент в системе управления двигателем, влияющий на устойчивость холостого хода и приемистость мотора. Его диагностика и замена – несложная процедура, с которой справится бывалый автолюбитель.

Видео по теме

Датчик температуры всасываемого воздуха Ссылка на основную публикацию Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Датчик температуры всасываемого воздуха признаки неисправности

  • ДТВВ или детектор температуры всасываемого воздуха является одним из множества детекторов, без которого эксплуатация транспортного средства была бы если не невозможной, то весьма проблематичной.
  • Такой же аббревиатурой еще иногда называют датчик температуры внешнего воздуха (то есть — вне салона автомобиля), это не является ошибкой, но вынуждает быть более внимательным при поиске информации об интересующей детали.
  • Устройство о котором пойдет речь в дальнейшем, направлено на регулировку уровня обогащения топливной смеси, которая попадает в двигатель.
  • Плотность холодного и горячего воздуха имеет различные показатели, что является основанием для расчета необходимых пропорций горючей смеси.

Как правило, данный прибор располагается за воздушным фильтром совместно с датчиком массового расхода воздуха, но в некоторых случаях оно может быть и иным, что обусловлено особенностями отдельно взятых моделей авто.

ДТВВ представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом (снижение сопротивления с ростом нагрева)

Как распознать неисправность детектора?

Основными признаками поломки детектора являются следующие:

  • затрудненный запуск мотора при низких температурах окружающей среды;
  • сбои на холостом ходу;
  • перерасход топлива;
  • перебои в работе движка;
  • код ошибки в бортовом устройстве или мигание соответствующего индикатора.

То, что термистор перестает передавать верные данные, приводит к ошибкам в расчете уровня обогащения топливной смеси и ее последующему перерасходу.

Это связано с тем, что датчик передает сведения о том, что впускной воздух имеет низкую температуру, из-за чего система смешивает с топливом меньшее количество воздуха, чем требуется. И вот он — лишний бензин улетает туда, куда не должен был.

Помимо этого, перенасыщение смеси горючим может привести к заливу свечей, что может привести и к их поломке.

Выход ДТВВ из строя

Причины выхода ДТВВ:

  1. короткое замыкание;
  2. загрязнение прибора;
  3. механическое повреждение;
  4. окисление или загрязнение контактов или клемм;
  5. производственный брак.

После того, как диагностирована неисправность датчика температуры всасываемого воздуха, необходимо произвести его демонтаж и замену.

Прежде чем менять прибор, стоит удостовериться в том, что его неисправность не вызвана простым скоплением грязи, которое довольно легко удалить тряпкой, смоченной спиртовым раствором. Вообще — поломка, причиной которой может быть коррозия контактов — довольно частое явление. Чтобы этого избежать, следует почаще очищать их от нагара и загрязнений.

Если данные манипуляции не помогли и в работе детектора по прежнему присутствуют ошибки, следует заменить его.

  Обзор зимних шин 205 55 r16

Допустим, уровень нагрева составляет десять градусов Цельсия, в таком случае данные анализатора покажет сопротивление равное примерно 58 кОм (напряжение чуть больше 3 В). С ростом температуры данные показания будут изменяться — при ста градусах числа, которые мы увидим буду выглядеть примерно так — 2 кОм и 0,47 В.

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Автомобиль давно превратился в хитросплетение проводов и прочих электронных систем. Одна из них задает работу двигателя, каждый элемент которого важен для правильного функционирования. Датчик всасываемого воздуха – важная составляющая, неполадки которой отразятся на корректной работе двигателя.

Что такое датчик всасываемого воздуха

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Регулировка состава воздушно-топливной смеси производиться с помощью датчика всасываемого воздуха (далее ДТВВ). Drive2.ru

Система управления использует данные, полученные с ДТВВ, для оценки плотности воздуха и балансировки воздушной смеси.

Холодный воздух имеет большую плотность, в связи с чем сохранение пропорций воздушно-топливной смеси обяжет использовать необходимое количество топлива. Устройство размещается отдельно за воздушным фильтром, интегрировано в датчик массового расхода воздуха. Местоположение зависит от конструктивных особенностей отдельно взятого автомобиля.

Назначение и принцип работы

ДТВВ состоит из полупроводникового элемента (в нашем случае, термистора), имеющий инверсную зависимость величины сопротивления от температурных показателей. Если перевести на более понятный язык, то рост температуры приводит к снижению электрического сопротивления и наоборот.

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ Какой должна быть плотность аккумулятора и как ее при необходимости поднять – смотрите здесь.

В нашем материале вы найдете информацию об аналогах Литол 24 и их особенностях.

Принцип работы состоит в сравнении величины сопротивления и напряжения, расчета температуры. Блок управления электронной системой анализирует полученную информацию о вышеназванных величинах, которые зависят от показателей температуры. Производится ее расчет, после чего корректируется работа двигателя.

Как и когда проверять

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Информация о сроке эксплуатации ДТВВ находиться в руководстве пользователя, однако никто не отменял непредвиденные ситуации. Drive2.com

Диагностика выполняется на принципе пропорционального изменения величины напряжения и исходящих электрических сигналов.

Итак, с чего начинается проверка:

  1. Вычисляем сопротивление – снимаем датчик, отключаем два провода и проводим измерение с помощью мультиметра. Для наглядности проводятся замеры в двух режимах работы двигателя – на «холодном» и на полных оборотах.

Первое измерение покажет высокоомное сопротивление, во втором же случае – низкоомное. Прилагаемая инструкция обязательно имеет таблицу зависимости сопротивления от температуры. Большие отклонения четко дают понять о неисправности полупроводникового прибора.

  1. Проверка исправности проводниковых соединений – тестером проверяется каждый контакт, для чего включают мультиметр в разъемы датчика и отключенный блок управления. Получаемый результат должен быть нулевым.
  1. Измерение напряжение питания – величина сигнала должна полностью совпадать с паспортными данными отдельно взятого прибора. Проводится предварительное зажигание автомобиля.
Читайте также:  Замена поршневых колец на двигателе zetec-e. Пошаговая инструкция с фото как самостоятельно поменять кольца на поршнях двигателя Зетек-Е автомобиля Форд

Датчик температуры всасываемого воздуха является полупроводниковым, так что настроить его не получится. Все доступные манипуляции поместятся в одну строчку: чистка контактов, проверка электрического сигнала, замена.

Причины и признаки неисправностей

Для начала разберемся с признаками неисправностей:

  • Проблемный старт при низких температурах;
  • Понижение мощностных характеристик двигателя;
  • Повышенный расход горючего;
  • Отклонения оборотов на холостом ходу;
  • «Прерывистая» работу двигателя;

Это заставляет расти передаваемое на блок управления напряжение, что приводит к ошибочному расчету температуры.

Система будет расценивать это как повышение количества холодного воздуха, уменьшит его концентрацию и подаст больше топлива.

Вследствие этого нарушаться пропорции воздушно-топливной смеси и двигатель будет работать прерывисто (из-за перенасыщения топливом), может произойти залив свечей зажигания.

  Сколько масла заливается в кпп ваз 2109

Помимо вышеназванной причины, встречаются следующие:

  • Механические повреждения;
  • Снижение чувствительности из-за загрязнения датчика;
  • Неисправность контактов или малое напряжение электросистемы;
  • Загрязнение контактов или проводки устройства;
  • Короткое замыкание внутри ДТВВ.

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Старайтесь обойтись без повреждения контактов, иначе прибор окончательно выйдет из строя. Drive2.ru

Ремонт датчика всасываемого воздуха

  1. Простейший способ ремонта устройства – чистка. Следует взять на вооружение чистящее средство (можно использовать спирт).
  2. Замена термистора – некорректные показания температуры можно исправить путем полной замены, но зачем? Достаточно приобрести аналогичный термистор (или похожий по характеристикам) и самостоятельно заменить.

    Такой метод существенно сэкономит бюджет, так как термистор стоит не более доллара.

Если же вы решились на покупку нового датчика всасываемого воздуха, то обратите внимание на совместимость. У официальных дилеров и на СТО новый прибор обойдется в 30-50 долларов в зависимости от производителя и модели рассматриваемого автомобиля.

  1. Также вы можете изучить видео-руководство по чистке датчика всасываемого воздуха:
  2. Важные особенности
  3. Могло сложиться впечатление, что ДТВВ представляет собой простейшее устройство, однако и оно имеет ряд особенностей:
  • Если корень проблемы находиться в электросети, система может хранить код ошибки – это контрольный сигнал, выводящийся на панель управления. От наименования ошибки можно определить конкретную причину неполадок, что сократит время на диагностику;
  • Убедиться в исправности датчика можно с помощью осциллографа. Измерение проводятся с постепенным прогревом двигателя. Подтверждением исправности датчика будет плавное снижение напряжения с ростом температурной величины. Малейшие искажения свидетельствуют о неисправности датчика или контактов;
  • Прибор очень чувствителен к коррозийным процессам. Для предотвращения неполадок необходимо как можно чаще чистить контакты от нагара. Правильная эксплуатация позволит избежать многих проблем и лишних затрат.

Датчик температуры всасываемого воздуха можно смело назвать разновидностью резистора, который пропорционально меняет сопротивление от температурной величины. На основе полученных сигналов электронный блок управление определяет температуру и регулирует подачу как холодного воздуха, так и впрыск топлива.

Причины неполадок устройства могут быть абсолютно разными, важнее вовремя заметить тревожные признаки и избавиться от корня проблемы. Путей выхода из сложного положения несколько – самостоятельно заменить термистор, воспользоваться услугами СТО. Однако и цена вопроса будет прямо пропорциональна вашему выбору.

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Всем привет!От безделья решил проверить датчики отвечающие за бесперебойную работу двигателя D15B.

Начал с датчика температуры воздуха на впуске.

В автомобиле используется ряд систем, отвечающих за контроль работы двигателя. Одной из важных составляющих является датчик температуры всасываемого воздуха, неисправность которого может повлиять на работу двигателя.

Ремонт и техническое обслуживание автомобилей



Не секрет, что от температуры атмосферного воздуха зависит его плотность, а, следовательно — массовое содержание составляющих компонентов (газов) в единице объема.

Поскольку воздух, а точнее – содержащийся в нем кислород, необходим для сжигания топлива в цилиндрах двигателя, очень важно знать, какое количество кислорода попало через впускной тракт двигателя в цилиндр.

От этого зависит решение электронного блока управления работой двигателя (ЭБУ или попросту – «мозга»), сколько топлива впрыснуть в цилиндр, чтобы оно смогло полностью сгореть, позволив преобразовать теплоту в полезную работу и не выбрасывая в атмосферу вредные продукты неполного окисления.

Известно, что любое (даже самое возгораемое и взрывчатое) вещество не может гореть без кислорода, поскольку сам процесс горения, по сути, является процессом окисления, т. е. соединения элементов или компонентов вещества с кислородом. Но как компьютер (ЭБУ) узнает, сколько кислорода поступило в цилиндры двигателя?

Функция оповещения электронного блока управления о количестве воздуха, поступившего в цилиндры двигателя, возлагается на датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) с учетом информации от датчика температуры всасываемого воздуха (ДТВВ).

Поскольку в воздухе содержится примерно 21% кислорода, а зависимость плотности воздуха от температуры является легко определяемой функциональной зависимостью, компьютеру несложно посчитать, какое количество кислорода (в массовых единицах) смогло попасть в цилиндр в процессе такта впуска.

Далее уже проще – зная количество кислорода в цилиндре, ЭБУ определяет оптимальное для данного режима работы двигателя количество топлива, способное обеспечить требуемые динамические и прочие показатели работы двигателя.

Блок управления подает команду форсунке на впрыск требуемой порции бензина или дизтоплива, изменяя продолжительность открытого состояния клапана форсунки.

Холодный воздух плотнее теплого или горячего, в единице его объема содержится больше кислорода, следовательно, для поддержания требуемого состава топливовоздушной смеси при низких температурах требуется больше топлива. Поэтому зная температуру воздуха во впускном коллекторе можно получить более точные сведения о количестве кислорода, поступившего в цилиндры, чем опираясь лишь на информацию от расходомера (ДМРВ).

Ранние версии АСУД (электронных систем управления двигателем) содержали расходомеры и датчики массового расхода воздуха, которые (в зависимости от конструкции) могли оповещать ЭБУ лишь косвенно о количестве кислорода, поступившего в цилиндры.

Сначала использовались напорные расходомеры, которые определяли количество проходящего мимо них воздуха по отклонению пластины — «флюгера», связанного с переменным резистором механического типа.

Позже датчики флюгерной конструкции уступили место терморезисторным датчикам, также не позволяющим объективно оценить, сколько кислорода попало в цилиндр при впуске.

Терморезисторные датчики определяли количество проходящего сквозь них воздуха по степени остывания нагретой электрическим током специальной нити, обдуваемой потоком воздуха в коллекторе. Сигналом для ЭБУ служило напряжение, снимаемое с нити, а оно, в свою очередь, зависело от температуры этой нити.

Чем сильнее воздушная струя охлаждает нить, тем меньше электрическое сопротивление нити, и выше напряжение выходного сигнала. Терморезисторные расходомеры могли «вводить в заблуждение» ЭБУ в холодное и теплое время года, поскольку холодный воздух зимней атмосферы охлаждал чувствительный элемент (нить) эффективнее летнего воздуха, и компьютер принимал это за бόльшее количество воздуха, поступившего в цилиндры.

Принцип работы терморезисторных датчиков используется и в современных ДМРВ, однако в дополнение к ним придаются датчики, определяющие температуру воздушной струи во впускном коллекторе, и передающие эту информацию в электронный блок управления. Блок анализирует сигналы двух датчиков и делает необходимые выводы о количестве воздуха в цилиндрах.

Датчик температуры всасываемого воздуха (сокращенно ДТВВ, англ.

Intake Air Temperature или сокращенно — IAT) позволяет объективнее определить массовое количество кислорода, поступившего в цилиндры двигателя, поскольку благодаря ему ЭБУ способен корректировать информацию от датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) с учетом температуры воздуха, поступившего во впускной коллектор.

Оба датчика — ДМРВ и ДТВВ работают в паре, иногда они составляют конструкцию единого (комбинированного) датчика в одном корпусе. Неисправность датчика температуры воздуха (так же, как и датчика массового расхода воздуха) может напрямую повлиять на динамические, экономические и экологические характеристики двигателя, особенно в холодное время года.

Ошибка датчика температуры воздуха во впускном коллекторе грозит перерасходом горючего или нестабильной работой двигателя.

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Рис. 1. Датчики температуры воздуха во впускном коллекторе

Располагается ДТВВ во впускном коллекторе, обычно на корпусе воздушного фильтра или непосредственно за ним.

Он может быть выполнен отдельно или составлять общую конструкцию с датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ).

Некоторые двигатели могут даже два датчика температуры воздуха (если имеется впускной сплит у коллектора или отдельные всасывающие коллекторы на шести- или восьмицилиндровых V-образных двигателях).

Принцип работы ДТВВ

Температурные датчики в большинстве являются термисторами с высокой чувствительностью электрического сопротивления к температуре.

При этом чаще они имеют отрицательный температурный коэффициент — электрическое сопротивление растет при охлаждении термистора, и падает при его нагреве.

Некоторые типы датчиков температуры всасываемого воздуха работают по обратному принципу — с нагревом их электрическое сопротивление уменьшается.

При включении зажигания на датчик подается напряжение (обычно 5 В), электронный блок управления получает обратный сигнал и анализирует его. Величина сигнального напряжения изменяется пропорционально изменению температуры воздуха в коллекторе.



Датчик температуры может быть поврежден из-за чрезмерного давления во впускном коллекторе. Минеральные твердые частицы и нефтяное загрязнение могут стать причиной потери чувствительности индикатора.

Многие проблемы в работе датчиков связаны с плохим напряжением или состоянием электрических контактов внутри прибора.

Расположение датчика на двигателе также создает предпосылки плохому контакту проводки или клемм между выводом управляющего сигнала и блоком управления.

  • Ну и, конечно же, большую роль играет срок эксплуатации датчика – ничего вечного не бывает.
  • Существует несколько признаков неисправной работы датчика температуры воздуха на впуске. Среди них можно выделить следующие:
  • перебои в работе двигателя на холостом ходу (особенно в холодное время года);
  • слишком высокие или низкие обороты двигателя на холостом ходу;
  • проблемы с запуском двигателя (в сильные морозы);
  • снижение мощности двигателя;
  • перерасход горючего.

Проверка датчика температуры всасываемого воздуха

Диагностику датчика температуры воздуха на впуске необходимо выполнять на основе измерения сопротивления и величины электрических сигналов, исходящих от него. Проверку начинают с вычисления сопротивления.

Для этого пользуются омметром, сняв датчик с автомобиля, Проверка выполняется отключением питающего и сигнального проводов и подсоединения их к измерительному прибору (мультиметру).

Измерения проводят на холодном и полностью прогретом двигателе.

Датчик температуры всасываемого воздуха — как выглядит, где находится, как проверить, чистка и замена ДТВВ

Рис. 2. Измерение сопротивления датчика тестером

В первом случае сопротивление будет значительным (несколько кОм), во втором — существенно меньше (до одного кОм). В инструкции по эксплуатации датчика, как правило, присутствует таблица или график со значениями сопротивления в зависимости от температуры. Значительные отклонения измеренных параметров от нормативных свидетельствуют о неправильной работе датчика.

Датчик температуры всасываемого воздуха является неразборным прибором, и какая-либо его настройка не предусматривается, поэтому при выходе из строя датчик заменяют на заведомо исправный. При ремонте и обслуживании выполняется лишь чистка контактов, проверка состояния питающих и сигнальных цепей.

При покупке нового датчика необходимо обратить внимание на его параметры, чтобы он подходил для данного автомобиля. В процессе установки ДТВВ необходимо соблюдать аккуратность, чтобы не повредить контакты, иначе устройство выйдет из строя.

С целью экономии средств (новый датчик стоит от 30 до 60 долларов в зависимости от модели) можно попытаться отремонтировать его самостоятельно, заменив термистор датчика на приобретенный в магазине термистор с такими же характеристиками (его цена не превышает 1 доллар). Для замены термистора потребуется пайка.

После проверки работоспособности датчика проверяются электрические цепи, соединяющие датчик с блоком управления (ЭБУ).

Для этого используется омметр, который включается между разъемом температурного датчика и соответствующим контактом отключенного разъема ЭБУ. Проверяется исправность каждого контакта и цепи.

Значение сопротивления при измерениях должно быть близким к 0 Ом. При выполнении данной операции необходима схема расположения контактов датчика и ЭБУ.

Далее проверяется наличие напряжения питания на разъеме при включенном зажигании. Чаще всего величина напряжения должна составлять 5 В, однако у некоторых моделей ДТВВ это значение может отличаться, поэтому необходимо уточнить его нормативное значение в паспортных данных датчика.

Для чистки датчика и его контактов применяется чистящая жидкость (карбклинер, спирт, или другой очиститель). Работать нужно аккуратно, чтобы не повредить внешние контакты датчика.

***

Датчики состава выхлопных газов



Главная страница

Дистанционное образование

  • Группа ТО-81
  • Группа М-81
  • Группа ТО-71

Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты

✅ Как проверить датчик температуры воздуха на впуске — auto-parts.su/

Датчик температуры всасываемого воздуха (далее просто ДТВВ) представляет собой термистор, размещенный между входом в воздушный тракт и корпусом фильтра воздуха.

Отметим, что датчик массового расхода – это совершенно другое устройство, которое нельзя путать с ДТВВ. Последний, впрочем, также является частью электрической системы управления автомобильным двигателем.

Мы попытаемся оценить его работу, разобраться в конструкции и методике выбора.

Как это работает

ДТВВ всегда ставят так, чтобы его кончик постоянно подвергался воздействию потоку всасываемого воздуха. Этот воздух направлен к двигателю, где становится часть топливно-воздушной смеси. Заметим, что в некоторых двигателях (как-то V6 и V8) подобных датчиков может быть два.

Сердцем датчика температуры воздуха является термистор – резистор из полупроводникового материала, сопротивление которого зависит от температуры. Он во многом напоминает датчик температуры антифриза. Характер изменения сопротивления датчика описывается коэффициентом. Их может быть два:

  1. Отрицательный (NTC). Как только температура воздуха повышается, сопротивление датчика падает. Очевидно, наибольшее сопротивление датчик имеет в холодных условиях. При температуре -40 °С сопротивление будет равняться 100,7 кОм, а уже при 130 °С – всего 70 Ом. За работой датчика «следит» ЭБУ;
  2. Положительный (PTC). Ситуация обратная: с ростом температуры растет и электрическое сопротивление резистора. Используется относительно редко. Так уж вышло, что вышеуказанный тип в большинстве случаев показывает себя лучше.

Запчасти на Chevrolet aveo

Масло моторное AVEO sedan (T250) (05.05 — )

Запчасти на Chevrolet lacetti

Масло моторное LACETTI sedan (J200) (03.03 — ) Какого бы типа датчик не был, он работает в связке с ЭБУ. Управляющий элемент подает на находящийся в устройстве резистор постоянного сопротивления напряжение силой 5 V, а затем считывает выходное сигнальное напряжение (показатели изменятся в сторону увеличения или уменьшения напряжения).

  Замена масла в двигателе Kia Rio 3

В выпускавшихся до 1995 года автомобилях (на большинстве старых Opel, Toyota, Subaru) сигнал с ДТВВ нужен был для включения холодного пуска инжектора в случае, когда наружных воздух очень холодный. Нашлась работа для датчика и в системах климат-контроля. Как правило, они имеют отдельные датчики, располагающиеся не в моторном отсеке: за решеткой радиатора, прямо под капотом у самого основания ветрового стекла.

Принцип работы

В основном датчик температуры находится во впускном коллекторе, чтобы наконечник устройства мог оценивать температуру воздуха, поступающего из двигателя автомобиля.

На двигателях, использующих массовые воздуха датчики для контроля объема воздуха (Volvo, Renault, ГАЗ, ВАЗ, Subaru, Volkswagen Transporter), поступающего в двигатель, сигнализатор также оснащен встроенным идентификатором давления всасываемой атмосферной массы.

Некоторые двигатели могут также иметь более одного датчика температуры воздуха (два, если он имеет впускной сплит у коллектора или отдельные всасывающие коллекторы на V6 или V8 двигателях). Такое встречается у Фольксваген Гольф, Ситроен, Хендай Терракан, Опель Зафира и Вектра, а также в автомобиле Мазда.

Фото — датчик массового расхода воздуха

На датчик воздействует напряжение (как правило, 5 вольт), блок управления измерителем получает обратный сигнал. Сигнал возврата напряжения будет изменяться пропорционально с изменением температуры воздуха.

Большинство датчиков с отрицательным температурным коэффициентом – это термисторы с высоким электрическим сопротивлением. Данный показатель растет, когда термистор охлаждают, и падает при его нагреве.

Но при этом некоторые типы датчиков температуры всасываемого воздуха работают по обратной схеме.

На автомобилях до 1995 года выпуска датчик температуры всасываемого двигателем воздуха может служить холодным пуском для инжектора (на некоторых моделях Opel – Опель, Пежо, Рено, Субару, Тойота) в прохладное время года. На еще более устаревших моделях авто, сигнал этого датчика может использоваться для остановки открытия клапана до прогрева движка.

Фото — где находится датчик температуры всасываемого воздуха

Датчики температуры воздуха также используются в системах автоматического контроля климата. Один или более измерителя нужны для контроля температуры воздуха внутри салона, а также температуру снаружи.

Система климат-контроля, как правило, имеет собственный отдельный датчик, расположенный за пределами моторного отсека, поэтому уровень нагрева двигателя на него не влияет.

Внешний датчик, как правило, монтируется за ветровым стеклом.

Датчик температуры воздуха 46конт — 25конт

Насколько необходимо

Температура воздуха постоянно учитывается автомобильным ЭБУ посредством датчиков. При этом неверные сигналы с датчиков серьезно на работе двигателя не сказываются. Скорее, агрегат становится менее производительным. Если на автомобиле уже стоит ДМРВ (а это так в подавляющем большинстве случаев), неисправный датчик температуры воздуха окажет влияние только на тяговой динамике.

Резонен вопрос: а если ДТВВ неисправен или его попросту нет? К немедленной поломке узлов двигателя это не приведет. Но вот о чем стоит знать:

  • ЭБУ отвечает за «приготовление» топливной смеси и правильную работу форсунок. В крупных энергоустановках, как-то на котельных, воздух предварительно греется специальными устройствами. В автомобиле возможности прогреть воздух до температуры, скажем, 55 °С нет. При этом воздух при разных температурах имеет разную плотность, т.е. в разных условиях количество кислорода в одном литре варьируется. В итоге можно получить как обедненную, так и переобогащенную топливно-воздушную смесь. Здесь-то ДТВВ и нужен: блок управления может оценить температуру и указать регулировать время работы форсунок, корректировать приготовление смеси;
  • Исходя из вышеуказанного, исправный ДТВВ косвенно влияет на частоту детонаций и на провалы;
  • Исправный датчик температуры воздуха также положительно сказывается на работе двигателя в холодную пору. А именно при запуске – когда наружный воздух очень холодный, блоку управления нужно вносить коррективы в приготовление топливной смеси и работу инжекторов.

Таким образом, ДТВВ является небольшим, но все же важным компонентов системы управления двигателя. С ним можно уменьшить расход топлива, перебои при работе агрегата на холостом ходу.

Температура воздуха на впуске

Температура воздуха на впуске используется блоком управления двигателем для двух основных корректировок при работе двигателя внутреннего сгорания.

Принцип измерения температуры поступающего в камеры сгорания воздуха во многом похож на принцип измерения температуры охлаждающей жидкости. И там, и там изменяется сопротивление датчиков от приложенной к ним температуры.

При повышении температуры, напряжение на датчике температуры воздуха понижается и ЭБУ, на основании этих данных вносит коррективы в процесс топливоподачи и в алгоритм изменения угла опережения зажигания. Из этого следует, что датчик играет не последнюю роль в процессе управления двигателем.

  Не работает тахометр ваз 2110 карбюратор

Основные неисправности

Симптомов неисправности может быть несколько. Все они связаны с тем, насколько правильно определена температура всасываемого воздуха. Вот с чем может столкнуться водитель:

  • Двигатель перестал заводиться;
  • Скачки оборотов или устойчиво низкая их частота на холостом ходу;
  • Перебои в работе агрегата на холостом ходу.

Вот что может произойти на морозе: при запуске холодным стартом ЭБУ не может адекватно отдавать команды форсункам, вследствие чего ход становится очень жестким. Одновременно с этим увеличивается и расход топлива. Другой вариант: учащаются детонации. Ситуацию «вытягивает» правильно подобранный датчик детонации, но решить проблему до конца он все же не в состоянии.

Адекватная диагностика

В случае неисправности ДТВВ загорается лампочка «Check Engine». Но происходит так не всегда, ведь если датчик выдает неправильные показатели, он по-прежнему остается рабочим. Вот здесь и нужно знать нормальные напряжения и сопротивления. Доверить работу по диагностике неисправностей датчика лучше всего мастерам на СТО – у них имеется все необходимое оборудование.

Наиболее простой способ проверки в бытовых условиях предусматривает следующее:

  • Обзаведитесь омметром или качественным мультиметром, а также бытовым феном;
  • Отсоедините датчик, подключите к его контактам измерительное устройство и направьте поток горячего воздуха из фена на устройство;
  • Проследите за показаниями измерительного прибора. Здесь кроется основная проблема: температура воздуха на выходе из сопла фена на максимальном мощностном режиме примерно равна 70 °С. Ориентируйтесь на эту цифру. Одна вещь останется неизменной: сопротивление датчика должна менять.

Для уточнения мы обратимся к данным о датчиках типа NTC (температурный коэффициент отрицателен), предоставленным компанией Bosch еще в 80-х годах. Они актуальны до сих пор, причем различия в сопротивлениях между датчиками других производителей будут, но не более 15% в сторону уменьшения.

Проверка датчика температуры всасываемого воздуха

Перед тем как проверить датчик температуры всасываемого воздуха, нужно разобраться с принципом его работы. Датчик основан на термисторе. В зависимости от температуры поступающего воздуха, ДТВВ меняет свое электрическое сопротивление.

Формируемые при этом сигналы подаются на ECM с тем, чтобы получить правильное соотношение топливной смеси.

Диагностику датчика температуры воздуха на впуске необходимо выполнять на основе измерения сопротивления и величины электрических сигналов, исходящих от него.

Проверку начинают с вычисления сопротивления. Для этого пользуются омметром, сняв датчик с автомобиля, Процедура происходит путем отключения двух проводов и подсоединения их к измерительному прибору (мультиметру). Измерение проводят в двух режимах работы двигателя — “холодном” и на полных оборотах.

Измерение сопротивления датчика

В первом случае сопротивление будет высокоомное (несколько кОм). Во втором — низкоомное (до одного кОм). В инструкции по эксплуатации к датчику обязательно есть таблица или график со значениями сопротивления в зависимости от температуры. Значительные отклонения говорят о неправильной работе устройства.

В качестве примера приводим таблицу таблицу соотношения температуры и сопротивления датчика всасываемого воздуха для двигателей автомобиля ВАЗ 2170 «Лада Приора»:

Как выбрать новый датчик

У автолюбителя есть несколько методов поиска. Каждый хорош по-своему, но ведь главное здесь – результат. Как показывает практика, можно подобрать подходящий по характеристикам датчик из Китая по копеечной цене, и проработает он достаточно долго. Устройство очень простое, так что если вам попадутся аналоги, их можно покупать. Итак, вот как вы можете найти оригинал и аналоги:

  1. Искать по VIN-коду. Шанс найти неподходящее устройство нулевой. Так проще всего найти оригинал, а уже в соответствии с его характеристиками менеджер магазина «подтянет» аналоги;
  2. По данным авто. Речь идет о следующих данных: марка, модель, параметры двигателя, комплектация, год выпуска. Часто бывает так, что один датчик со вторичного рынка можно устанавливать в целый парк моделей транспорта. Скорее всего, поиск по данным транспорта даст вам множество соответствий, так что выбирать дальше придется руководствуясь информацией о производителях (об этом мы еще поговорим);
  3. Искать в электронных каталогах. В сети можно найти сотни предложений по одной и той же запчасти. Критерием поиска станет или код транспорта, или его данные. И снова нужно разбираться в производителях.

Таким образом, если водитель не хочет тратить много времени на поиски он может вести поиску по коду транспортного средства и брать оригинал. Выбор аналогов – дело более тонкое и требовательное к наличию свободного времени.

Экскурс по брендам

Не соврем сказав, что лучшими датчиками являются оригинальные. Рынок OEM-запчастей широк, но пугает покупателей ценами и необходимостью ждать поставки. Так что многие из соображений экономии средств и времени берут аналог. Но не советуем брать первый попавшийся! Обратите внимание на продукцию следующих фирм:

  • Энергомаш (Россия). Отечественный производитель, чья продукция серьезно оригинальным комплектующим не уступает. Цена демократична, качества – выше всяких похвал. Можно было отнести Энергомаш ко второму списку, но мы поставили его на первое место за впечатляющее соотношение цена-качество;
  • Denso (Япония). Выпускает датчики неизменно высокого качества. Покупателя может неприятно удивить цена, но изделие своих денег точно стоит;
  • Bosch (Германия). Немецкий производитель уже не первый год радует автолюбителей качественными запчастями. И датчики не исключение. Напротив, они почти ни в чем не уступают оригиналам, а стоят на порядок дешевле;
  • Borsehung (Германия). Выпускает ограниченное число элементов автомобильной электроники. Мало известен в России и на Украине, а вот в Германии, где и находится штаб-квартира фирмы, признается одним из лучших производителей автомобильных датчиков;
  • EPS (Италия). Выбирая между двумя крупнейшими итальянскими фирмами EPS и Facet, отдавайте предпочтение первой фирме, если готовы немного переплатить. В ином случае – на продукцию замыкающей список ]Facet[/anchor].

Более дешевые аналоги тоже есть. Отметим, что упомянутые китайские датчики стоят мало, но и служат недолго. Мы советуем отдавать предпочтение продукции одной из вот этих фирм:

  • Vika (Тайвань). Не самый бюджетный вариант, но качество стоит денег. Если датчик, скажем, немецкой фирмы вам не по карману, обратите внимание на запчасть из Тайвани;
  • Dello (Германия). С натяжкой можно сказать, что продукция этой фирмы попадает под определение «немецкого качества». Но тем не менее датчики обладают высокой отказоустойчивостью и большим ресурсом работы. Следовательно, прослужат они долго;
  • Facet (Италия). Уже упомянутая выше фирма. Ее изделия качественные, но брак не бывает редкостью. К тому же датчики грешат неправильным замером температур (обычно выше, чем показывает оригинал), что уже чревато.

Резюмируем: покупая датчик наружной температуры, рассматривайте самые дешевые аналоги в последнюю очередь – со своей задачей они справятся, но из строя выйдут слишком рано, из-за чего платить придется дважды.

Вывод

Датчик температуры всасываемого воздуха – один из целой плеяды электрических компонентов автомобиля. Однако, пренебрегать им не стоит. Если устройство перестало работать исправно, водитель сразу же это отметит.

В случае предполагаемой поломки датчика советуем отправиться на СТО и провести диагностику. Новая запчасть стоит не так уж дорого. Советуем брать датчик одной из вышеуказанных фирм – они были проверены многими автомобилистами.

Дешевые аналоги с «Али» лучше оставить на эксперименты.

Что такое датчик всасываемого воздуха и где он находится

Датчик температуры всасываемого воздуха (сокращенно ДТВВ, или IAT на английском языке) нужен для регулировки состава топливной смеси, подаваемой в двигатель. Это необходимо для нормальной работы мотора в разных температурных режимах. Соответственно, ошибка датчика температуры впускного воздуха в коллектор грозит перерасходом горючего или нестабильной работой двигателя.

ДТВВ находится на корпусе воздушного фильтра или за ним. Это зависит от конструкции автомобиля. Он выполняется отдельно или может быть частью датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

Места где находится датчик температуры всасываемого воздуха

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *