Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Неполадки сцепления делают вождение автомобиля не только дискомфортным, но и небезопасным. Чтобы ликвидировать неисправности, необходимо сначала диагностировать их причину. Есть признаки, по которым автовладелец может самостоятельно выявить проблему и разобраться с ней.

Устройство и принцип работы сцепления

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Сцепление — это два диска, сидящих на одной оси. Когда они соприкасаются — механизм включается, расходятся — выключается.

Узел состоит из таких основных деталей:

  • первичного вала механической КПП;
  • направляющей подшипника;
  • вилки;
  • корзины;
  • скобы;
  • ведомого диска;
  • маховика мотора;
  • педали.

Принцип действия сцепления легкового авто:

  1. Главный элемент механизма — диск, обе поверхности которого покрыты фрикционным материалом. Он стоит на маховике и при воздействии внешнего усилия вращается одновременно с ним.
  2. К диску подключен вал трансмиссии — через него на КПП передается КМ. Чтобы прекратить его передачу, надо разомкнуть муфту. Для этой цели в механизме имеется диафрагменная пружина — она находится между кожухом и диском.
  3. При нажатии на пружину ведомый диск отводится от основного и подача КМ прекращается. В этот момент водитель может переключить передачу.
  4. Как только переключение выполнено, водитель отпускает педаль и работа механизма восстанавливается — КМ опять передается на трансмиссию.

Причины неисправности сцепления

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Наиболее распространенные признаки выхода диска из строя — это его пробуксовывание или недовыжим.

Почему механизм буксует:

  1. Износ диска. Такое случается после большого пробега автомобиля, т.к. изнашиваются фрикционные накладки.
  2. «Сжигание» обычно происходит при затяжном подъеме в гору с грузом. «Сгореть» механизм также может после длительной езды по бездорожью.
  3. Неисправен выжимной подшипник — это негативно отражается на нажимных лепестках корзины.
  4. Вибрация автомобиля при его трогании с места, реже — при переключении передач. Это связано с ослаблением демпферных пружин ведомого диска.
  5. Жесткие и грубые условия эксплуатации — если машина часто стартует с пробуксовыванием, ездит с перегрузом, в гору, по плохим дорогам.

Неопытные водители часто «поджигают» сцепление, если не отпускают его до конца, стараясь предотвратить резкие рывки и дергания.

Признаки неисправности сцепления

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Если при переключении передач появляются проблемы, необходимо срочно выяснить причину поломки сцепления и принять соответствующие меры.

Проваливается педаль

Неисправность вызвана дефектом привода сцепления и выражается в «проваливании» педали — после того как водитель убирает ногу, она остается вдавленной в пол.

«Провал» педали свидетельствует о таких проблемах:

  • поврежден гидропривод/трос сцепления;
  • изношена вилка сцепления;
  • клинит подшипник.

Кроме того, может соскакивать возвратная пружина педали.

Появляется неприятный запах

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Если при выжимании педали сцепления появляется резкий запах гари, скорее всего, фрикционные прокладки полостью стерлись.

Ситуации, при которых появляется неприятный запах:

  • трогание с места;
  • попытка ускорения при движении в гору.

Причиной такой ситуации обычно становится изношенный ведомый диск — это довольно часто встречается в автомобилях с пробегом. Ездить с подобной помолкой долгое время не получится, так как проскальзывание приводит к быстрому изнашиванию корзины и маховика. Выход только один — замена диска сцепления.

Появление посторонних звуков

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Если, нажав педаль, разрывающую передачу КМ, водитель слышит специфические звуки — металлический лязг или другие шумы, которых ранее не наблюдалось, значит, механизм нормально не работает.

Чаще всего шум вызывает выжимной подшипник. Дальнейший ремонт зависит от конструкции механизма — в новых машинах его обычно заменяют, а в старых тщательно смазывают.

С подобной поломкой можно проездить длительное время, если водитель готов мириться с неприятными звуками. Но нужно помнить, что в этой ситуации есть опасность заклинивания подшипника. Лучше его заменить, чем потом снимать и переустанавливать КПП — это обойдется многократно дороже.

Если после нажатия педали сцепления раздается тихий писк, скорее всего, рассыпался подшипник маховика.

Вибрации при трогании и при переключении передач

  • Вибрации являются первым признаком неисправности ведомого диска сцепления.
  • Причины поломки диска:
  • износились демпферные пружины;
  • частично разрушились накладки;
  • растрескалась корзина сцепления.

Самая редкая причина поломки диска — неправильно настроена выжимная лапка.

Тугое переключение со скрежетом

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Если переключение передач требует приложения усилий и сопровождается скрежетом, значит, механизм разрывается не полностью. Разведение дисков происходит не до конца — продолжается вращение ведомого диска.

Причины затрудненного переключения:

  • проникновение воздуха в гидропривод – нужна прокачка системы и устранение причин протечки;
  • предельная изношенность вилки — исправить такую поломку нельзя, нужна замена детали;
  • неправильно отрегулировано сцепление — необходима регулировка по инструкции.

Обороты растут, а скорость не увеличивается

Если обороты ДВС высокие, а сцепления нет, причина в изношенности накладок на ведомом диске. При движении происходит качественная продувка моторного отсека и днища, поэтому запах слышен далеко не всегда. Зачастую это происходит из-за замасливания разрывающего механизма, но такое случается очень редко.

Как проверить сцепление

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

При наличии хотя бы одного признака, указывающего на неисправность механизма, разрывающего связь между ДВС и трансмиссией, надо последовательно проверить все элементы узла.

Не демонтируя механическую КПП, можно проверить механизм на три поломки:

  1. Буксует или нет. Машину ставят на ручной тормоз, выжимают сцепление и включают 3 или 4 скорость. Затем пытаются начать плавное движение на 1 передаче. Если мотор заглохнет — значит, неисправности нет. Если двигатель продолжает работать, а машина не трогается, значит, механизм пробуксовывает. Заодно его прослушивают на посторонние шумы.
  2. Проверка на износ. Чтобы проверить, насколько изношен ведомый диск, поворачивают ключ зажигания и включают 1 скорость. Без подгазовки пытаются начать движение. Если это удается сразу, значит, механизм исправен. Если «схватывание» происходит посередине нажатия — износ диска составляет 50%, в конце — износ более 50%, нужна замена изношенной детали или профессиональная регулировка.
  3. Ведет или нет. Мотор запускают на холостых оборотах, выжимают педаль сцепления и включают 1-ю или заднюю скорость. Если для этого приходится приложить силу, а во время переключения раздается хруст, следовательно, наблюдается неполное отхождение ведомого диска от маховика.

Чтобы удостовериться в этом, придется демонтировать механизм для подробного исследования.

Что делать?

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Способ устранения неисправностей зависит от причины их появления и локализации.

Если неисправна корзина:

  1. Надо проверить «лепестки» на износ. Обычно поводом служит звук при нажиме на педаль. Если износ значителен, необходима замена корзины.
  2. Если сломалась пружина нажимного диска, необходимо исследовать ее на исправность и, если надо, заменить.
  3. При короблении нажимного диска необходимо его почистить. Если это не помогает, вероятнее всего, понадобится полная замена корзины.

Если неисправен ведомый диск (механизм пробуксовывает или «ведет»):

  1. Проверяют коробление диска. Если оно более 0,5 мм, нужно устранить его механическим путем или поменять деталь.
  2. Проверяют ступицу на заклинивание. Устраняют проблему, почистив поверхность и смазав ее составом ЛСЦ 15. Если эффекта нет, меняют диск. В самом плохом случае приходится менять первичный вал.
  3. Если масло попадает на диск, механизм пробуксовывает. Это характерно для старых машин, у которых ослаблены сальники и из мотора просачивается масло. Чтобы устранить проблему, нужно проверить сальники и устранить утечку.
  4. Если износилась накладка, ее лучше заменить, но обычно водители предпочитают менять весь ведомый диск.

Как устранить другие неисправности:

  1. Если вышел из строя выжимной подшипник, его надо как можно скорее заменить.
  2. Если неисправен главный цилиндр в авто с гидравлической системой, проводят его демонтаж и промывку. Затем работоспособность механизма проверяют, поместив авто на смотровую яму.
  3. При неисправности педали необходимо учитывать тип сцепления. Если оно механическое, надо проверить и заменить при необходимости вилку. Если гидравлическое — прокачать систему, чтобы удалить воздух, и заменить тормозную жидкость.

Чтобы сцепление не подвело водителя, необходимо соблюдать правила эксплуатации автомобиля и внимательно следить за работой этого механизма. При появлении тревожных признаков важно как можно скорее определить причину неисправности и устранить ее. Это позволит избежать более серьезных неполадок и расходов.

Какие бывают неисправности сцепления автомобиля

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

О том, для чего нужно сцепление, знают даже только что получившие ВУ водители. Но далеко не все автовладельцы, даже имеющие немалый опыт вождения, осознают, что этот узел, несмотря на свою надёжность, не может быть вечным, а его неисправности могут перерасти в очень серьёзную проблему.

Читайте также:  Когда менять топливный фильтр Лада Калина 2?

Так что знать «врага в лицо» нужно. Но уметь определять причины возникновения проблем в работе сцепления недостаточно, нужно ещё и уметь их исправлять.

Как работает сцепление

Этот узел ответственен за передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Если бы не необходимость периодически разъединять эти агрегаты, сцепление было бы не нужно.

Отметим, что этот механизм присутствует только на автомобилях с механической трансмиссией.

Если на машине установлена роботизированная коробка, то она тоже оснащается сцеплением, просто им управляют не вручную – эту функцию берёт на себя электроника.

В автомобилях с автоматической коробкой передач используется иной принцип взаимодействия с двигателем.

Упрощённо сцепление можно представить как механизм, состоящий из следующих узлов:

  • привода, соединяющего педаль с самим сцеплением (бывает механический, с тросиком, или гидравлический). В случае роботизированной коробки привод приводится в действие актуатором, команды на который поступают от блока управления;
  • корзины, состоящей из выжимного подшипника и нажимного диска;
  • ведомого диска;
  • вилки;
  • демпферных пружин;
  • педали.

После нажатия водителем на педаль тросик передаёт усилие на штоки цилиндров и затем на вилку, которая посредством выжимного подшипника передаёт механическое усилие на лепестки нажимного диска, а они, в свою очередь, изгибаются к маховику. В результате ведомый диск теряет сцепление с ведущим, и двигатель начинает работать вхолостую, без нагрузки на колёса.

Симптомы неисправностей сцепления

Как мы уже отмечали, многие водители при возникновении проблем со сцеплением понимают, что автомобиль начал вести себя странно, но зачастую свыкаются с этим, не предпринимая никаких активных действий. В результате незначительная поломка перерастает в серьёзную, приводя к ситуации, когда автомобиль становится обездвиженным.

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Если знать основные признаки неисправности сцепления, можно избежать таких рисков, проведя своевременный ремонт самостоятельно или обратившись в ближайшую СТО или сервисный центр.

Итак, опишем основные признаки возможных неисправностей сцепления и конкретный узел, ответственный за «неправильное» поведение.

Неполное выключение сцепления

Обычно в таких случаях применяют термин «автомобиль ведёт». Это означает, что ведомый диск при нажатии педали отсоединяется от приводного вала мотора не полностью. В результате автомобиль при трогании с места и при переключении передач резко дёргается, хотя педаль выжимается так же плавно, как всегда.

Причины возникновения такой проблемы:

  • свободный ход педали недостаточный. Регламентный размер следует искать в документации к конкретной марке авто;
  • регулировка привода нарушилась. Отметим, что решение проблемы будет разным для механического и гидравлического приводов;
  • ведомый диск деформирован. Обычно такое происходит, когда номинал торцевого биения превышает полмиллиметра, накладка диска коробится, и он оказывается постоянно прижатым к маховику двигателя;
  • ступицу ведомого диска заклинило в шлицах вала. Такая неисправность чаще всего возникает как последствие длительного простоя автомобиля, особенно на открытой стоянке.

Как видим, определить поломку сцепления даже при наличии конкретного симптома не всегда просто, поскольку причин может быть несколько.

Сцепление буксует

Очевидные симптомы подобной неисправности сцепления следующие: когда при отпущенной педали вы нажимаете на газ почти до упора, двигатель «рычит», но отдача не соответствует вашим ожиданиям. Кроме того, может ощущаться запах гари, доносящийся из моторного отсека.

Причины появления подобной проблемы:

  • нарушена регулировка свободного хода педали;
  • фрикционная накладка ведомого диска «загрязнилась» маслом. Чаще всего такой сценарий характерен для авто с большим пробегом, у которых может прохудиться сальник, прокладка, возникнуть неплотности в соединениях, из-за чего смазочная жидкость разбрызгивается под днищем, попадая и на фрикционные накладки. Именно в таких случаях возможно присутствие запаха горелого масла;
  • износ фрикционной накладки;
  • проблемы могут заключаться в неисправном приводе. Если заглянуть под днище автомобиля, попросив помощника выжать педаль сцепления, шток рабочего цилиндра доложен двигаться, толкая вилку. Если этого не происходит – поломку следует искать в приводе;
  • у авто с гидроприводом подобная неисправность возникает по причине засорения компенсационного отверстия основного цилиндра.

При нажатии на педаль сцепления слышны посторонние шумы

Если педаль отпустить, акустическая обстановка приходит в норму. Характер звуков может быть разным и проявляться от характерного шелеста до прерывисто звучащего с разной интенсивностью скрежета.

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Возможные причины:

  • посыпался выжимной подшипник из-за наличия люфта или по причине отсутствия смазки;
  • пришли в негодность лепестки корзины или демпферные пружины;
  • износился подшипник ведомого вала на коробке.

Педаль сцепления при нажатии скрипит и не возвращается

Попробуйте оттянуть её назад носком ботинка. Если это не поможет, то есть проблема не исчезнет – вероятно, привод подклинивает. Или посыпался выжимной подшипник. Иногда к этому приводит заедание пружины педали (чаще всего – из-за продолжительного простоя) или штока главного цилиндра.

Скрипеть может втулка оси в месте крепления педали – достаточно просто смазать её.

При резком нажатии педали сцепление выключается

А если при плавном нажатии/отпускании педали сцепление не включается (такой симптом характерен для гидравлического привода), то можно говорить о следующих причинах:

  • нарушена герметичность магистрали системы сцепления;
  • в системе уровень жидкости меньше допустимого;
  • изношены манжеты главного цилиндра.

Рывки автомобиля при работе педалью сцепления

Если привод исправен, возможной причиной такого поведения может являться ослабление крепления фрикционных накладок (крепёж осуществляется заклёпками) или их износ.

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Педаль сцепления нажимается слишком мягко

В большинстве случаев причина такого явления – завоздущивание гидравлической магистрали. Лечится удалением воздуха из системы (прокачкой системы).

Распространённые причины возникновения поломок сцепления

У этого механизма ресурс довольно солидный, лежащий в пределах 100-150 тысяч километров пробега. При «правильной» эксплуатации верхняя планка, зависящая от конкретной модели, легко достижима. Но пресловутый «людской фактор» может стать причиной преждевременного появления неисправностей сцепления. Вот чего нужно остерегаться:

  • агрессивной манеры езды. Не следует злоупотреблять частыми резкими нажатиями и столь же резким бросанием педали – при таких действиях фрикционные накладки долго не протянут;
  • остерегайтесь постоянной езды под повышенной нагрузкой, чем частенько грешит коммерческий транспорт;
  • к преждевременным поломкам приводит неправильная буксировка (неопытные водители часто буксируют с наполовину выжатой педалью). Не следует брать на буксир транспортное средство, масса которого гораздо больше веса вашего авто;
  • избавляйтесь от привычки ездить с полувыжатой педалью сцепления без острой необходимости.

Что делать при неисправном сцеплении

Даже если вы тщательно следите за состоянием автомобиля и сумели вовремя диагностировать поломку сцепления, вовсе необязательно тут же ехать в сервисный центр. Характер неисправности может быть таким, что вы сможете её устранить самостоятельно за считанные минуты, сэкономив при этом немало средств.

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Рассмотрим, что же можно предпринять при возникновении конкретных проблем. Сгруппируем их по месту локализации.

Корзина сцепления

Одним из симптомов появления проблем в корзине является посторонний шум при нажатии на педаль. Проверяем на износ лепестки корзины. Если они действительно сильно изношены, то мы нашли виновника неприятных звуков, но радоваться рано: ремонту упругие пластины не подлежат, узел меняется целиком.

Поломка или коробление пружины нажимного диска обнаруживается при выполнении ревизии этого узла, при подтверждении диагноза пружину заменяем.

Деформироваться может и сам диск. Попробуйте для начала почистить его. Если не поможет – замене подлежит вся корзина.

Диск сцепления

Если сцепление «пробуксовывает» – вероятнее всего, причину нужно искать именно в этом узле.

Наши действия:

  • проверяем, не деформирован ли ведомый диск. Если да, то пробуем устранить причину увеличения амплитуды торцевого колебания, которое должно лежать в пределах 0,5 мм. Не помогло – меняем диск на новый;
  • проверяем, не заклинило ли ступицу диска на шлицах вала коробки, что обычно бывает при наличии перекоса. Пробуем очистить поверхность от грязи, и наносим смазку ЛСЦ15. Если проблема не исчезла – меняем ведомый диск, но при самом неблагоприятном сценарии придётся заменить и сам первичный вал;
  • если на диске заметны масляные пятна, локализуем подтекание и устраняем проблему (обычно это прохудившиеся сальники);
  • если износилась фрикционная накладка, на сцеплениях старой конструкции можно заменить только её, в противном случае производим замену диска в комплекте.

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Выжимной подшипник

О том, что он изношен, свидетельствует характерный лязг, доносящийся из коробки при выжатой до упора педали при нейтральном положении рычага трансмиссии. С заменой подшипника не затягивайте, поскольку вслед за подшипником «полетит» и корзина, а её ремонт обойдётся вам на порядок дороже.

Читайте также:  Почему горит ошибка edc? Причины и что делать если загорелась лампочка edc

Главный цилиндр сцепления

Диагностировать неисправность этого узла, устанавливаемого на машинах с гидравлическим приводом, можно по появлению пробуксовки сцепления. Проверьте состояние цилиндра – скорее всего, засорилось компенсационное отверстие. Проблема решается его промывкой.

Следует также проверить, работоспособен ли шток цилиндра (как это сделать, мы уже объясняли). Если проблемы именно в нём – демонтируем главный цилиндр и выполняем его ревизию (чистку, промывку, смазку, замену масла).

Выключение сцепления при резком надавливании на педаль привода также свидетельствует о неисправности в главном цилиндре.

Ремонт такой неисправности главного цилиндра сцепления и способ её устранения заключается в следующем:

  • если уровень жидкости в гидравлической системе ниже минимально допустимого уровня – доливаем;
  • если со временем он опять падает – налицо разгерметизация системы. Ищем причину и устраняем;
  • возможно, падение давления произошло по причине износа или повреждения зеркала цилиндра или рабочей манжеты. Способ устранения – замена этих деталей.

Педаль сцепления

Здесь многое зависит от типа привода (механического, гидравлика, электропривод).

Вариант с мягкой педалью и гидравликой означает, скорее всего, что имеет место быть завоздушенность системы. Способ устранения – прокачка сцепления с заменой ТЖ. Ситуация повторяется – ищем место разгерметизации, устраняем проблему и выполняем прокачку повторно.

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Если привод механический, нужно обратить внимание на вилку, которая одевается на шарнир. Возможно, она просто истёрлась. Основные методы устранения этой неисправности сцепления – наварка недостающего металла, регулировка или замена.

Неисправности датчика

Датчик – элемент сцепления, управляемого электроникой. Его задача – информировать блок о положении педали. Управляющий блок на основании полученных данных (не только от датчика сцепления) даёт команды исполнительным механизмам, корректируя такие параметры, как количество оборотов двигателя и угол опережения зажигания с целью создания оптимальных условий для переключения передачи.

Если показания датчика некорректны, переключения будут тоже далёкими от идеальных, с непременными рывками, плавающими оборотами и увеличенным расходом топлива.

Полностью неисправный датчик отслеживается бортовым компьютером, при этом загорится хорошо знакомая всем лампочка Check Engine. Причина может заключаться в обрыве цепи или неисправности в самом измерительном приборе.

В последнем случае меняем датчик на новый, если проблема не исчезнет – ищем обрыв проводки.

Тросик сцепления

Механический привод всё еще встречается, а на старых автомобилях он вообще доминирует. Тросик можно регулировать (натягивать, ослаблять), увеличивая/уменьшая ход педали. В частности, если он сильно натянут, будет наблюдаться пробуксовка сцепления, поскольку ведомый диск будет контактировать с ведущим неплотно.

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Чаще всего тросик растягивается, и если натяжка уже не помогает, единственный выход – замена. Иногда он обрывается, и тут уж без замены не обойтись.

Неисправности электропривода

Причин неправильной работы электронного привода несколько:

  • проблемы с датчиками (в навороченных сцеплениях, кроме датчика, отслеживающего положение приводной педали, могут присутствовать и другие);
  • поломка исполнительного механизма (электромоторчика);
  • обрыв электроцепи системы сцепления (для локализации неисправности потребуется тестер);
  • нарушение регулировки педали (например, вследствие естественного износа).

Самыми частыми причинами неработоспособности являются первая и последняя.

Признаки неисправности сцепления автомобиля

понедельник, 30 января 2017 г. 11:29:00 Europe/Moscow

Каких проблем можно ожидать от сцепления и как их распознать?

О механизме сцепления

Прежде чем говорить о неисправностях, рассмотрим немного подробнее сам механизм. «Сцепление» в общем виде — это те механизмы автомобиля, которые обеспечивают передачу крутящего момента с двигателя на коробку передач, а также позволяют «отключать» эту передачу.

Иными словами, на автомобилях с механической коробкой передач (МКПП) сцепление обязательно есть.

Роботизированная коробка передач (РКПП) также оборудована сцеплением, так как по принципу своей работы РКПП ничем не отличается от МКПП, разница только в том, что сцеплением управляет не водитель, а электроника.

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Конструкция автоматических коробок передач (вариаторных или гидромеханических) в корне отличается от МКПП, поэтому там передача крутящего момента осуществляется другими способами.

Механизм сцепления состоит (упрощенно) из следующих агрегатов:

  • Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения Привод от педали сцепления непосредственно к механизму сцепления (бывает гидравлический и механический — тросиком) обеспечивает водителю возможность управлять сцеплением. Для РКПП привод сцепления осуществляется актуатором (электроприводом), который активируется блоком управления.
  • Выжимной подшипник и нажимной диск (в обиходе — «корзина сцепления») выполняют выключение сцепления (то есть разрывают передачу крутящего момента на коробку передач) при нажатии педали.
  • Ведомый диск (в обиходе просто «диск») выполняет непосредственно передачу крутящего момента.

Классификация проблем

  • Неисправности могут возникнуть в любом из компонентов сцепления, хотя самый большой процент проблем связан именно с диском сцепления как с самой интенсивно работающей деталью.
  • Ниже приведен приблизительный перечень проблем по компонентам системы сцепления.
  • Привод сцепления:
  • для систем с тросиком — обрыв или удлинение тросика;
  • для гидропривода — негерметичность системы (жидкость подтекает, в систему попал воздух) или неисправность рабочего цилиндра;
  • для РКПП с электроприводом — выход из строя электродвигателя актуатора, сбои в работе программного обеспечения блока управления.

Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения

Выжимной подшипник и нажимной диск:

  • износ или повреждение выжимного подшипника;
  • деформация или поломка диафрагменной пружины нажимного диска;
  • коробление нажимного диска;
  • рывки при работе сцепления.

Ведомый диск:

  • износ или повреждение фрикционных накладок;
  • замасливание фрикционных накладок;
  • заедание ступицы диска на шлицах вала коробки передач;
  • износ или поломка демпферных пружин.

Диагностика неисправностей сцепления

Проблемы со сцеплением не относятся к категории незначительных: они имеют тенденцию быстро переходить из стадии «машина ведет себя как-то не так» в стадию «машина не может ехать».

Поэтому любому водителю рекомендуется знать первичные признаки проблем со сцеплением: часто это позволяет обратиться в сервис своевременно, избежав дополнительных затрат на эвакуатор или другие способы доставки автомобиля.

Неисправности сцепления имеют достаточно специфичные симптомы, которых не так много. Один и тот же симптом может быть вызван разными компонентами сцепления, поэтому окончательный вердикт выносится после детального изучения проблемы в сервисе, однако предварительную оценку водитель может сделать сам:

  • Главные неисправности сцепления автомобиля. признаки, причины, устранения сцепление не выключается до конца (при полностью нажатой педали): привод сцепления, ведомый диск, нажимной диск;
  • сцепление не включается до конца («буксует» при полностью отпущенной педали, обороты двигателя при нажатии газа «взлетают» непропорционально набору скорости): привод сцепления, ведомый диск, нажимной диск;
  • рывки при включении сцепления: ведомый диск, нажимной диск;
  • вибрация при включении сцепления (отпущенной педали): ведомый диск, нажимной диск;
  • шум при выключении сцепления (нажатии педали): выжимной подшипник.

Отдельной строкой следует выделить проблемы со сцеплением на РКПП.

Если на МКПП водитель знает, в какой момент и как нажимает или отпускает педаль сцепления (а также насколько плавно это делает), исходя из чего может дифференцировать симптомы хотя бы на уровне вышеприведенного перечня, то для РКПП степень «нажатия» и моменты включения или выключения сцепления определяются блоком управления, и водитель об этом ничего не знает. Поэтому определить проблему невозможно, не обладая знаниями о специфике поведения РКПП на конкретной модели автомобиля.

В любом случае при возникновении проблем со сцеплением настоятельно рекомендуется не тянуть и обратиться в автосервис для окончательной диагностики и устранения проблем.

В заключение — две рекомендации:

  • Работы со сцеплением, если говорить о работах с дисками сцепления и выжимным подшипником, требуют снятия коробки передач с автомобиля. Это недешевая операция: стоимость снятия-установки МКПП на переднеприводном легковом автомобиле класса B или C стартует примерно от 5000 рублей. В силу этого лучше менять сразу комплект деталей (нажимной диск, ведомый диск, выжимной подшипник), иначе вероятна ситуация, что один из незамененных компонентов довольно быстро окончательно износится и потребует замены. Что, в свою очередь, потребует повторного снятия-установки МКПП.
  • На МКПП, если из-за поломки не получается выключить сцепление (при нажатии педали двигатель не отсоединяется от коробки передач), в случае крайней необходимости на короткие расстояния (несколько метров) можно передвинуть автомобиль стартером (на первой или задней передаче), а на более значительные расстояния — завести автомобиль на передаче (крутить стартером на первой передаче, пока двигатель не стартует) — лишь бы позволяло состояние аккумулятора. Данное решение не очень полезно для МКПП, но может выручить в чрезвычайных обстоятельствах.
Читайте также:  Замена ГРМ на toyota corolla e110 d-4d (1cd-ftv)

Наиболее часто встречающиеся неисправности сцепления

Функция у сцепления одна, но очень важная – передача крутящего момента от маховика силового агрегата к первичному валу скоростной коробки.

Необходимость в этом процессе возникает потому, что двигатель не может быть постоянно подключенным к трансмиссии: время от времени соединение нужно прерывать. Сцепление как раз этим и «занимается». Узел довольно надежный, но его износа, поломки, как и любого иного механизма, не избежать.

Какие неисправности сцепления встречаются чаще всего и как их определить? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что входит в эту систему и как всё это работает.

Конструкция

Привод узла может быть гидравлическим или механическим: в последнем случае применяется трос. Также в систему входят:

  • корзина сцепления;
  • ведомый диск с фрикционными накладками;
  • нажимной диск;
  • демпферные пружины;
  • вилка;
  • рабочий и главный цилиндр (для гидравлических систем);
  • управление (педаль).

Принцип работы

Разновидностей узла достаточно много, поэтому для лучшего понимания его действия стоит рассмотреть функционирование наиболее простого сухого однодискового варианта:

  1. Сначала водитель выжимает нужную педаль.
  2. Усилие через тросик или шток главного, а затем рабочего цилиндра передается к вилке.
  3. Она через выжимной подшипник воздействует на лепестки нажимного диска, которые гнутся в сторону маховика.
  4. В итоге ведомый диск отсоединяется от маховика ДВС и трансмиссия отключается от двигателя: колеса перестают вращаться.

Если отпустить педаль, соединение мотора и трансмиссии восстановится. Чем «нежнее» водитель отпускает педаль сцепления, тем плавнее происходит подключение коробки к двигателю, что особенно важно при съезде с места.

Основные неисправности сцепления

Далее будут рассмотрены признаки поломок, причины возникновения и способы решения проблем с системой сцепления (СС), работающей совместно с механической коробкой переключения передач (МКПП).

Неполное выключение сцепления

В этих случаях водители говорят, что машину «ведет». В этом случае ведомый диск полностью не отсоединяется от маховика двигателя. В итоге машина резко трогается с места, при переключении передач происходит то же самое, как бы плавно вы не нажимали на педаль сцепления.

Причины и способы устранения неисправности

  1. Отсутствие нужного свободного хода педали. Имеется в виду расстояние от ее нижней части до пола. Данные для каждой марки авто свои, поэтому их нужно искать в соответствующих источниках, инструкциях.
  2. Неправильная регулировка привода выключения СС.

    Чтобы решить эту проблему на машинах с механической системой сцепления (обычно ее устанавливают на переднеприводные машины), достаточно найти правильное соотношение двух регулировочных гаек. В авто с гидравлическим приводом настройте ход вилки узла СС, для чего нужно отрегулировать ход штока рабочего цилиндра.

  3. Коробление ведомого диска.

    Если торцовое биение превышает 0,5 мм, накладка начинает коробиться и оказывается почти постоянно прижатой к маховику.

  4. Заклинивание ступицы ведомого диска (перекос) на шлицах первичного вала коробки. Решить проблему можно их очисткой и смазкой типа ЛСЦ15.

    Обычно подобная неприятность возникает на машине, долгое время не бывшей в эксплуатации и стоявшей под открытым небом. Если вышеописанные действия не помогли, придется менять диск или первичный вал.

Сцепление буксует

Вы нажимаете на газ, мотор ревет, а машина (особенно в гору) едет неохотно, разгоняется медленно. Еще один симптом: в салоне ощущается запах гари.

Причины и способы ремонта

  1. Неверная регулировка свободного хода педали сцепления.
  2. Попадание смазочного материала на фрикционную накладку ведомого диска.

    Это характерно для старых автомобилей, у которых масло «неведомыми» путями вытекает из-за неплотных соединений, плохих сальников и при движении разбрызгивается под днищем, доходя и до накладки. В итоге получаем запах гари. Чтобы устранить неисправность, найдите источник утечки смазки и протрите диск.

  3. Износ фрикционной накладки. Есть два варианта: заменить этот элемент (что и делали в советские времена и 90-е) или купить новый ведомый диск, что предпочтительнее, т. к.

    правильно наклепать накладку совсем не так просто, как кажется: при неверном выполнении опять придется демонтировать МКПП и, в итоге, всё же покупать новый диск.

  4. Поломка привода. Осмотрите вилку СС, трос (для авто с механической системой) и убедитесь в работоспособности рабочего цилиндра (для техники с гидравликой).

    Для этого поставьте машину на смотровую яму и попросите помощника несколько раз нажать на педаль сцепления: Снизу должно быть видно, как шток рабочего цилиндра толкает вилку.

  5. У автомобилей с гидравлическим приводом причина пробуксовки сцепления может крыться в главном цилиндре, где возможно засорение компенсационного отверстия. Устройство нужно снять и промыть.

Шум при нажатии на педаль сцепления

Но если ее отпустить, звуки пропадают. Признаки неисправности сцепления заключаются в характере шума, который может быть разным: от не особо надоедливого шелеста, до прерывающегося скрежета (то громкого то тихого).

Причины и ремонт

  1. Износ выжимного подшипника, связанный с высыханием смазки или люфтом обоймы. Деталь неразборная, её нужно просто заменить.

    Быстрому износу выжимного подшипника способствует частое попадание на него влаги, что может быть связано с преодолением бродов (если у вас внедорожник).

  2. Поломка, износ демпферных пружин ведомого диска, «лепестков» (упругих пластин) корзины сцепления.

    Поможет только смена.

  3. Износ подшипника (переднего) первичного вала коробки. Потребуется замена детали с частичной разборкой КПП.

Педаль остается утопленной в пол или скрипит

Обратно ее можно извлечь носком обуви. Здесь проблемы со сцеплением заключаются в заедании привода либо изношенности выжимного подшипника. Также может плохо работать шток главного цилиндра, пружина педали: это связано с длительным простоем машины. Если есть скрип, осмотрите втулку оси, на которой закреплена педаль. Неполадка устраняется при помощи смазки – ЛИТОЛ-24 и т. п.

Сцепление выключается при резком нажатии

А если нажать на педаль плавно и отпустить, то СС не включится. Такие признаки неисправности сцепления появляются на машинах с гидравлическим приводом.

Причины

  1. Недостаточный уровень жидкости в СС.
  2. Отсутствие герметичности в соединениях трубок и шлангов системы сцепления.
  3. Износ, повреждение элементов (обычно это манжеты) главного цилиндра или его зеркала.

Рывки при работе сцепления

Если привод не при чём, нужно снять корзину с диском и осмотреть их: возможно, износились фрикционные накладки или ослабли крепящие их заклепки. В последнем случае просто подбейте их молотком.

«Мягкая» педаль сцепления

Зачастую возможные неисправности сцепления связаны с присутствием в нем воздуха. Он не даёт быстро перемещаться элементам узла из-за недостаточного давления, создаваемого жидкостью. Включение, выключение происходит с трудом. Воздух из системы нужно удалить.

Прокачка сцепления

Приготовьте тормозную жидкость, трубку, по диаметру чуть больше штуцера прокачки рабочего цилиндра узла, небольшую ёмкость, инструменты. Ход процедуры:

  1. Установите автомобиль на смотровую яму.
  2. Долейте в бачок главного цилиндра сцепления жидкость по максимуму.
  3. Найдите рабочий цилиндр и на его штуцер для прокачки (он должен быть закрыт пластиковым колпачком) наденьте эластичную трубку, второй конец которой опустите в ёмкость с тормозной жидкостью.
  4. Попросите помощника 3-4 раза выжать педаль и задержать её у пола.
  5. Открутите штуцер: если увидите пузырьки воздуха, дождитесь, когда жидкость перестанет вытекать и закрутите его.
  6. Повторяйте операцию до тех пор, пока из трубки не начнет выходить только чистая жидкость.

Почему сцепление может сломаться раньше времени

Ресурс этого узла достаточно велик и в среднем составляет 100-150 тыс. км (зависит от марки авто и условий эксплуатации). Но что ведет к его сокращению? Факторов не так много:

  • агрессивная езда: бросания педали и постоянные резкие нажатия на нее быстро изнашивают фрикционные накладки;
  • постоянное передвижение с максимальной нагрузкой: особенно характерно для коммерческого транспорта (типа «Газели», Ford Transit и т. п.);
  • неправильная буксировка другого авто: если его масса значительно превышает вес вашего автомобиля, есть риск сжечь сцепление: при ощущении запаха гари немедленно остановитесь;
  • частое и неумелое пользование сцеплением: например, удержание педали в полунажатом состоянии, когда в этом нет никакой необходимости.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *