Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

В нашей статье рассмотрим вопросы, можно ли включать кондиционер в машине зимой, как помогает он в борьбе с запотевшими стёклами, а также расскажем об иных нюансах работы системы в холодное время года.

Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

Содержание:

Зачем включать кондиционер зимой

Зачем нужна система кондиционирования в автомобиле летом и как её применять – ясно всем. Что касается работы этого устройства в зимнее время, то многие автолюбители не знают, как правильно ей пользоваться.

На первый взгляд данный вопрос является абсурдным. Казалось бы, зачем включать систему охлаждения, когда за бортом крепкие морозы? Тут все мысли про тёплую «печку», не замёрзнуть бы.

Однако такое суждение не является правильным. Система кондиционирования должна включаться зимой минимум два – три раза в месяц. Объясним подобное утверждение.

  • Силовой агрегат данного узла, а именно, компрессор, гоняет по замкнутому контуру смесь охлаждающего газообразного вещества, фреона, а также смешанного с ним масла.
  • Назначение первого – создание комфортных условий для людей, находящихся в салоне машины.
  • Роль компрессорного масла – смазка элементов двигателя, а также резинотехнических деталей, расположенных в местах соединений между элементами системы.

В летний период смазка осуществляется безукоризненно. Система в жаркое время работает на износ, масло, чьим носителем является хладагент, постоянно обрабатывает контактируемые детали.

С наступлением холодов о системе охлаждения многие водители забывают. У автолюбителей есть множество других проблем: пришло время смены сезонной резины, первая гололедица – не до этого.

А тем временем система не включается, резиновые уплотнители засыхают.

Чем больше по времени длится этот временной промежуток «безработицы» кондиционера, тем быстрее приходят в негодность детали.

Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

  1. В начале тёплого сезона при включении, когда компрессорное масло ещё не успело разойтись по контуру, работа «в сухую» чревата выходом из строя данных компонентов.
  2. Как следствие этого, владельцу авто, чтобы получить желаемую прохладу в салоне машины, придётся выполнять ремонт системы.
  3. Подобное «сухое» функционирование приводит к тому, что элементы компрессора, трущиеся друг с другом, быстро стираются.

От такой работы внутри агрегата появляется металлическая пыль, стружка, удалить которую изнутри устройства нет никакой возможности.

Результатом простоя данного оборудования в зимнее время может быть выход из строя компрессора, разгерметизация системы. Восстановление работоспособности узла, покупка нового мотора, заправка «ушедшего» фреона стоит недёшево.

К примеру, приобретение нового агрегата обойдётся владельцу автомобиля в 9 – 12 тыс. руб. в зависимости от бренда. На диагностику, установку новых уплотнителей, заправку фреоном также придётся потратить определённые суммы денег.

Расходов можно избежать. Для поддержания рабочего состояния компонентов компрессорного узла необходимо хотя бы несколько раз в каждый из холодных месяцев включать систему.

Детали компрессора, резиновые элементы получат необходимый запас смазки, что поможет им без проблем начать работу в тёплое время.

Некоторые «специалисты» пишут в своих статьях, что современные детали узла, к примеру, электромагнитная муфта, обладает новой конструкцией, которая не требует смазки маслом.

С этим можно согласиться, однако смазку компонентов самого компрессора никто не отменял. Да и резиновые уплотнители в период простоя, с осени до весны, засохнут до такой степени, что в первые же часы работы пропустят через места соединения весь хладагент системы.

Второй важной причиной включения этого узла в зимний период является необходимость борьбы с запотеванием автомобильных стёкол в ненастную погоду: дождливую осень/весну или вьюжные зимние дни. Об этом в нашей статье чуть ниже.

Производители конкретно не указывают, сколько раз в месяц, на какое время нужно включать систему зимой. Некоторые автомобилестроительные компании вообще не пишут об этом в своих сервисных книжках.

Как показывает практика, для поддержания работоспособности узла кондиционер нужно включать два или три раза в месяц на 10 – 15 минут.

Однако несмотря на то, что индикатор работы системы кондиционирования (AC) горит, система может не включиться. Разберём этот вопрос.

Почему кондиционер может не включаться

Определить, работает ли кондиционер зимой или нет, довольно непросто.

Это обусловлено следующими факторами:

  1. Даже при включенной индикации «работа автокондиционера» не понятно функционирует ли на самом деле данное устройство.Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно
  2. В руководствах по эксплуатации буквально всех производителей нет конкретных указаний по запуску системы кондиционирования в зимний период.
  3. Взаимодействие деталей компрессорного узла в режиме повышенного давления: шкива и муфты производится внутри конструкции. Их действия трудно проследить, поэтому нельзя точно сказать: работает ли система или нет.

Запустить систему кондиционирования в зимнее холодное время будет не таким простым делом. Чем ниже будет температура за бортом, тем проблематичнее будет включение устройства.

Во всём «виноваты» датчики, установленные в этом узле. Они оберегают кондиционер от некорректной работы в обычное для системы, тёплое время года.

К примеру, датчик давления хладагента в контуре следит за превышением этого показателя. При достижении величины, установленной производителем, он отключает систему, защищая тем самым её от переизбытка фреона.

Этот же датчик помимо максимального параметра имеет минимальное значение. Когда в контуре нехватка газообразного вещества по причине утечки, кондиционер также перестаёт работать.

Однако он же может отключить устройство исходя из холодной уличной температуры. Минусовая температура создаёт иллюзию низкого давления даже в том случае, если фреона там предостаточно. В результате – датчик тупо отключает систему, кондиционер не включается.

Дальше – больше. Если же удастся запустить кондиционер, то через короткое время сработает датчик другого элемента устройства, испарителя. Он также «почувствует» морозную погоду и отключится.

Исходя из настроек своих систем у автомобилей разных производителей свои параметры отключения. Но в подавляющем большинстве случаев кондиционер перестаёт работать при температурах от +5 до -5°C.

Например, у автомобилей французского концерна Renault система охлаждения не сможет включиться при +4 или +5°C.

В машинах немецкого производителя BMW данный параметр равен +1°C, южнокорейской компании Kia – +2°C, группы компаний Volkswagen – от +2 до +5°C.

Что же делать в таком случае? Систему нужно включать, это необходимо.

Выходы в этом случае есть:

  1. Запуск производить в отапливаемом боксе, гараже, на автомойке.
  2. Хорошо разогреть автомобиль, при чём делать это в относительно тёплую зимнюю погоду.

Понять, что система заработала можно обычным путём: спустя время проверить какой воздух идёт из воздуховодов либо наблюдать за оборотами тахометра — они должны увеличиться.

Как кондиционер помогает при запотевании

Система кондиционирования помогает водителю бороться с таким неприятным явлением, как запотевание стёкол в автомобиле.

Повышенная влажность в дождь, перепад температур на улице и в салоне становятся причиной появлению конденсата на автостёклах.

Ухудшается обзор водителем событий на дороге, что чревато созданием аварийной ситуации.

Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

Водитель порой во время движения стремится избавиться от подобного негатива. В ущерб безопасности он начинает протирать ветошью автостёкла.

Причина этого явления проста – появляется конденсат. Он образуется даже в том случае, когда разница между уличной и салонной температурами два – три градуса.

При большем разбалансе данный показатель возрастает. Также стёкла машины запотевают в случае, когда не в прогретый салон садятся люди после длительной стоянки.

Автомобиль поможет своему владельцу избавиться от подобного негативного явления. Водителю надо только направить воздуховоды на лобовое стекло, включить вместе отопитель и кондиционер – проблема будет ликвидирована.

В некоторых моделях машин существует автоматическое включение системы кондиционирования в случае, если водитель направляет обдув воздухом на ветровое стекло. Таким образом происходит осушение влаги на стеклянном заполнении, запотевание нивелируется.

В ненастье при низких плюсовых температурах во время работы кондиционера прохладный воздух поступает на испаритель.

Здесь производится его осушение, воздушный после чего поток приходит на радиатор отопительной системы. После этого уже нагретый воздух устремляется в салон автомобиля, температура внутреннего пространства повышается, запотевание пропадает.

В минусовую погоду подобный процесс невозможен. Влага, приходящая на испаритель, превращается в лёд из-за поступающего извне холодного воздуха.

Тем не менее подобная схема, включение отопителя и кондиционера (если это возможно) срабатывает.

Это происходит по следующей причине. Действующий режим рециркуляции при невключенном кондиционере уже прогретым поступает в салон, минуя испаритель. Здесь он вновь насыщается влагой.

Работающий отопитель прогревает внутреннее пространство авто, создаёт условия для возможного включения системы кондиционирования.

Испаритель вновь приступает к исполнению своих функций. Вся влага, взятая из салона, остаётся на испарителе.

Читайте также:  8 Признаков Неисправности Амортизаторов. Как понять и Что делать

Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

Поэтому водителю не стоит бояться включения кондиционера в зимний период. Это приносит только пользу.

Нарушить его работу не позволят настройки, запотевание на стёклах автомобиля исчезнет.

Как правильно использовать автокондиционер зимой

Желание ездить с комфортом присуще всем автомобилистам, и если лет 20 назад кондиционер был опцией, которая была доступной только в дорогих моделях, то сегодня им оснащают и бюджетные авто.

Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

В жаркое время года климатическая система действительно спасает, делая пребывание в машине даже при жаре за 30 градусов вполне сносным, причем без открытия окон и не подвергая пассажиров опасности пребывания на сквозняке.

Но можно ли использовать этот прибор зимой? Сегодня мы расскажем, в каких случаях это необходимо и как пользоваться автокондиционером в холодное время года.

Устройство системы кондиционирования автомобиля

Но для начал стоит ознакомиться с тем, как устроен и работает кондиционер в составе климатической системы автомобиля.

Типовый состав АК:

  • компрессор, который называют «сердцем» устройства. Является самым дорогим узлом кондиционера;
  • конденсатор, предназначенный для охлаждения теплого воздуха. Работает в паре с вентилятором;
  • осушитель, в задачи которого вместе с системой фильтрации входит очистка хладагента;
  • система трубопроводов для циркуляции хладагента в системе;
  • комплекс датчиков, регулирующих функционирование кондиционера в разных режимах;
  • резиновые прокладки и уплотнители.

Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

Кроме базовых узлов, автокондиционер может оснащаться дополнительным функционалом, например, средствами сообщения о необходимости замены фильтров, дозаправки хладагента, чистки конденсатора.

Система кондиционирования нуждается в периодическом обслуживании, наиболее подвержен поломкам компрессор, обеспечивающий функционирование всех узлов.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Упрощённо работа автомобильного кондиционера напоминает принцип работы обычного бытового холодильника. Рабочей жидкость является хладагент – смесь фреона и растворённого в нём масла.

Именно благодаря его рабочим характеристикам происходит охлаждение теплого воздуха, а масло обеспечивает смазку механизмов и узлов, подверженных механическому трению.

При включении кондиционера компрессор начинает гонять хладагент по системе

Кроме того, мало обеспечивает смазку всех работающих узлов и механизмов, предупреждая их преждевременный износ.

При запуске устройства, срабатывает компрессор, который начинает сжимать хладагент, находящийся в газообразном агрегатном состоянии. При этом он нагревается и следует в конденсатор, где охлаждается.

Помогает ему в этом вентилятор, а при движении автомобиля – и встречный поток воздуха.

При охлаждении хладагент переходит из газообразного в жидкое состояние. В осушителе он избавляется от загрязнений, включая продукты износа компрессора, и следует в терморегулирующий вентиль.

Здесь он переходит в газообразное состояние и при этом сильно охлаждается, а в испарителе охлаждает воздух, который вентилятором и подается в салон.

После испарителя фреон попадает обратно в компрессор, круг замыкается.

  Как самостоятельно установить на авто подогреватель тосола

Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

Можно ли включать автокондиционер в машине зимой

Когда кондиционер длительное время простаивает, масло, растворённое во фреоне, начинает загустевать, из-за чего при включении устройство некоторое время работает «всухую», что становится причиной ускоренного износа его деталей. Именно поэтому автокондиционер нуждается в регулярном включении.

Итак, рассмотрим, зачем надо периодически включать кондиционер:

  • для профилактического запуска основных узлов;
  • выполняется проверка работоспособности устройства;
  • происходит осушение воздуха в автомобиле, что благоприятно сказывается на деталях, подверженных коррозии;
  • включение АК предотвращает накопление в хладагенте плесени и пыли;
  • предотвращается усыхание резиновых уплотнителей.

То есть просто проверка, работает ли кондиционер в машине зимой – не единственная причина, по которой его нужно запускать.

Что касается регулярности включения, то многие производители советуют делать это примерно раз в неделю, дав поработать устройству на протяжении 10-15 минут. Такого временного промежутка достаточно, чтобы выполнить все описанные выше задачи и функции.

Если при включении автокондиционера раздаются посторонние звуки, это может свидетельствовать о наличии проблем, самой частой из которых является утечка фреона. Даже на исправном устройстве за год испаряется около 10% хладагента, так что вопрос, нужно ли заправлять кондиционер автомобиля зимой, не стоит – конечно, нужно.

Как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле зимой

Итак, мы уже выяснили, что и в самые лютые морозы автокондиционер периодически нудно включать.

Тут вопрос в другом – многие модели последних поколений оснащают функцией защиты от включения при определённых температурах.

В этом случае проверить работоспособность кондиционера в машине зимой будет проблематично – в морозы придётся искать тёплый бокс и запускать АК в таких тепличных условиях.

Если такого ограничения нет, опасаться за работоспособность устройства не нужно, но есть несколько важных нюансов, которые следует знать. В частности, необходимо задействовать режим внутренней циркуляции, при котором забор воздуха осуществляется не с моторного отсека, а из салона, где температура обычно выше, чем снаружи.

Не следует включать АК сразу после пуска мотора – дайте ему прогреться, и только после этого приступайте к профилактике системы кондиционирования.

Многие автовладельцы не практикуют запуск кондиционера зимой из соображений экономии топлива. Такой подход разумным назвать нельзя – за 10-15 минут работы расход увеличится незначительно.

Несоблюдение этого правила может привести к тому, что весной вам потребуется дорогостоящий ремонт.

  Что такое мультипликатор КП и как он работает

Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

В каких случаях запрещается и не рекомендуется включать автокондиционер зимой

Пользы от периодического включения АК в зимнее время года немало, однако имеется и ряд противопоказаний для этой операции, при которых включение устройства будет крайне нежелательным. Рассмотрим все подобные случаи:

  • если столбик наружного термометра опустился ниже 5 градусов мороза, а автомобиль стоит на улице, включать кондиционер нельзя. Нужно подождать потепления, а если сроки поджимают, а морозы продолжаются – поищите отапливаемое помещение (гараж, СТО, стоянка в ТРК и т. д.);
  • когда система охлаждения подверглась промерзанию (такое бывает, если характеристик залитой в систему ОЖ не соответствуют погоде). Льдинки и осадок могут нанести системе непоправимый урон;
  • если обнаружена утечка хладагента из-за разгерметизации магистрали или по иным другим причинам;
  • нельзя включать АК и при наличии мелких неисправностей, особенно после длительного простоя. В таких случаях необходим осмотр системы кондиционирования и устранение проблем;
  • зимой категорически не рекомендуется сразу при включении автокондиционера использовать обдув и режим максимальной мощности. Такое сочетание – настоящий стресс для системы. Впрочем, и водителю с пассажирами здоровья такие эксперименты не добавят;
  • если после включения кондиционера вы почувствовали неприятный запах – пришло время чистить устройство от грибка, бактерий и плесени. Такая операция называется промывкой, лучше доверить эту работу профессионалам. Производители рекомендуют проводить её примерно раз в пятилетие, но на деле она выполняется чаще, особенно на возрастных авто.

Хотя охлаждать воздух в салоне зимой необходимости нет, кондиционер нельзя назвать бесполезным устройством в холодное время года. Периодическое его включение – крайне желательно в профилактических целях.

Тем самым вы предупредите ранний износ деталей автокондиционера и продлите его ресурс.

А поскольку зимой в машине обычно наблюдается повышенная влажность, осушение воздуха – это залог здоровья водителей и пассажиров, а также защита деталей кузова от коррозии.

Можно ли включать кондиционер зимой в машине

Содержание:

Кондиционер в машине очень удобен, особенно в летнюю жару. Большинство автолюбителей не уверены, можно ли пользоваться кондиционером зимой в машине, поэтому «на всякий случай» его не включают.

В отличие от бытовых устройств, такие меры предосторожности оказываются излишними и могут даже привести к поломке прибора.

Почему так происходит и с какой периодичностью необходимо проводить включение кондиционера зимой в машине, расскажет наша статья.

Совсем недавно система охлаждения воздуха встречалась исключительно на авто бизнес-класса. Сейчас это устройство стало более доступным, но многолетнего опыта пользования автомобильным кондиционером у большинства автолюбителей нет. Прежде чем разобраться, в каких режимах стоит использовать кондиционер в зимнее время, стоит подробней изучить его строение и принцип действия.

Обычно любая конструкция состоит из следующих узлов:

  • Компрессор — мотор и «сердце» кондиционера, а также самая дорогостоящая деталь при ремонте.
  • Конденсатор с вентилятором, который охлаждает подающийся к нему воздух.
  • Осушитель, представленный резервуаром с системой фильтрации.
  • Система трубопроводов, по которым по салону расходится охлажденный газ. Состоит из напорной обратной магистрали. В них будет отличаться уровень давления и температура реагента.
  • Датчики, обеспечивающие работу кондиционера в разных ситуациях. Например, при остановке авто на длительный период, регулировка повышенного давления в сети, отключение при минимально заданном температурном режиме.
  • Резиновые уплотнители, обеспечивающие герметичность системы. При длительном простое и экстремальных температурах они могут трескаться и рассыхаться, приводя к протечкам.
Читайте также:  Проверка Аккумулятора Автомобиля. 5 Способов Определить Работоспособность

Кондиционер может быть снабжен дополнительными функциями: системой очистки воздуха, сигналами при необходимости дозаполнить систему, либо провести чистку конденсатора и фильтров. Для бесперебойной работы устройству необходима регулярная ревизия и техническое обслуживание.

Наиболее уязвимой деталью является компрессор, ведь на него ложится вся нагрузка. Именно поэтому очень важно знать правильный режим эксплуатации автомобильного кондиционера и придерживаться этих правил.

Как работает автомобильный кондиционер

Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

Современные устройства охлаждения в большой степени напоминают принцип работы холодильника. В системе заправлен специальный газ — фреон, в котором растворено масло. Это соединение называется хладагентом и именно благодаря нему происходит циркуляция системы и непосредственно охлаждение воздуха в авто. Кроме того, мало обеспечивает смазку всех работающих узлов и механизмов, предупреждая их преждевременный износ.

При запуске устройства, срабатывает компрессор, который разгоняет хладагент по системе. Попадая в конденсатор он охлаждается, после чего проходит на своем пути следующий пункт — осушитель. Это позволит очистить хладагент от возможных загрязнений, попавших в него от конденсата. После этого сгущенный газ проходит всю систему охлаждения, обеспечивая в авто заданную температуру.

Принцип работы кондиционера подразумевает использование перевода хладагента в жидкое и газообразное состояние. Перепад давления и температуры, образующийся в результате таких химических реакций используется для отвода из салона лишнего тепла. Таким образом, кондиционер не вырабатывает «холод», а просто «забирает» температуру поступаемого в авто воздуха.

Можно ли включать кондиционер зимой?

Главная опасность длительно неработающего кондиционера — загустение масла, после чего устройство работает на «сухом» трении. Как и любой другой узел, кондиционер нуждается в периодическом включении, а какую пользу это принесет для машины, необходимо разобраться подробней.

Зачем включать кондиционер зимой:

  • Обеспечивается регулярная «прогонка» основных узлов.
  • Осушается воздух в авто, что обеспечивает безопасность движения (окна не запотевают) и продлевает срок службы металлических элементов (препятствует коррозии).
  • Проводится периодическая проверка функционала устройства.
  • Профилактика от скопления пыли и плесени в охлаждающей жидкости.
  • Периодическое «смазывание» уплотнителей и всех резиновых деталей.

Периодичность, с которой требуется включать кондиционер, определяется индивидуально. Разумеется, потребность в нем будет ниже, нежели в летнее время.

С другой стороны, проверка работоспособности, не единственная причина, зачем зимой включать кондиционер в машине, но и ее будет достаточно, чтобы проводить такие манипуляции регулярно.

Обычно производители советуют запускать кондиционер в зимнее время не чаще одного раз в неделю, всего на 10-15 мнут. Этого времени будет достаточно, чтобы «разогнать» систему, предупреждая ее застой. Кроме того, такие мероприятия помогут разогреть машину перед стартом, а также оценить работу устройства.

В случае, если при запуске слышны посторонние шумы и стуки, возможно, пришло время для технического обслуживания, дозаправки или замене фильтров в системе. Кстати, даже при самой аккуратной эксплуатации, годовая потеря фреона в кондиционере составляет около 10%.

Именно поэтому, примерно раз в три года рекомендуется дозаправить систему.

Как правильно использовать кондиционер зимой

Использование кондиционера в машине зимой. Можно ли включать, зачем и как правильно

Если вопросы, зачем необходимо включение и как проверить работу кондиционера в автомобиле зимой, уже сняты, но невыясненным остается еще один важный момент. Дело в том, что большинство современных моделей оснащены специальной защитной системой, не позволяющей проводить включение при пониженных температурах. Это может стать проблемой, ведь кондиционер попросту не включится по вашей «команде», а неоднократные попытки запуска могут привести к поломке узлов. Исправить этот нюанс можно, но только соблюдая определенные правила эксплуатации кондиционера в зимнее время.

Как правильно выполнять запуск:

  • Лучше всего это делать в отапливаемом гараже, на СТО или мойке. Так, даже при пониженной температуре в салоне устройство будет работать без проблем.
  • Режим эксплуатации кондиционера должен быть переведен в закрытую циркуляцию. Забор воздуха будет происходить прямо из салона, а ведь там температура его все равно будет выше, чем на улице.
  • Не стоит включать кондиционер сразу при запуске авто. Лучше всего немного покататься, прогреть машину, а уже затем выполнять «профилактику».

Многие автолюбители не практикуют включение кондиционера зимой в целях экономии. Дело в том, что работающее устройство увеличивает потребление топлива.

Избежать этого не получиться, но периодические запуски на непродолжительное время все равно не окажут существенного влияния на расход, а в перспективе помогут сэкономить затраты на ремонт, поэтому отказываться от этого не стоит.

В каких случаях категорически нельзя включать кондиционер зимой

Несмотря на пользу периодической прогонки системы, существует и ряд ограничений, при которых запуск кондиционера в зимнее время будет запрещен. Можно ли включать кондиционер зимой в машине при экстремальных температурах, а также что может повлиять на нормальное функционирование системы — вся необходимая информация представлена далее.

Ситуации, когда включение кондиционера нежелательно:

  • При понижении температуры воздуха снаружи ниже -5 градусов. Запуск кондиционера обязательно проводится в тепле. Для этого можно подождать оттепели, а можно воспользоваться отапливаемым амбаром.
  • При перемерзании системы охлаждения. Кусочки льда и осадок, который может образоваться в системе в таких ситуациях, приводит к поломке устройства.
  • При выявленных протечках или любых других неисправностях. Целесообразней сначала провести технический осмотр системы, а уже после запускать ее. Особенно актуально это при длительном бездействии машины.
  • Нельзя включать кондиционер сразу на максимальную мощность и обдув. Это не только сильный стресс для системы, но и негативно отразится на самочувствии водителя и пассажиров.
  • При появлении неприятного запаха в салоне после включения кондиционера необходимо чистить систему от бактерий и грибка. Выполняется это промывкой системы, желательно профессионалами. Периодическая чистка подразумевает регулярность раз в пять лет, более чаще — по мере необходимости.

Кондиционер в машине зимой — далеко не бесполезная функция.

Несмотря на то, что нет необходимости охлаждать воздух в морозы, нормальное функционирование системы невозможно при длительном простое, поэтому режим должен периодически использоваться. Это предупредит быстрый износ устройства, а также благотворно отразится на продолжительности его использования.

Кроме того, в «обязанности» кондиционера входит осушение воздуха, что при повышенной влажности обеспечит комфорт для водителя, и защиту кузова от коррозии. При правильном режиме эксплуатации, кондиционер зимой можно и нужно включать, а как все оптимально сделать, рассказано в нашей информации.

Холод в холоде: нужно ли включать кондиционер зимой :

Система кондиционирования — одна из самых сложных систем автомобиля. Она работает почти круглый год и требует регулярного технического обслуживания, однако для многих по-прежнему порождает много вопросов и мифов. Надо ли чистить кондиционер перед зимой? Стоит ли включать его в минусовую температуру для профилактики и что будет, если не включать его вовсе?

Зачем нужен кондиционер

Система кондиционирования не только обеспечивает комфортную температуру в салоне, но и влияет на безопасность вождения. С увеличением температуры в салоне у водителей снижается концентрация внимания, что повышает риск аварии. Кроме того, при высокой влажности потеют стекла, а кондиционер позволяет быстро высушить воздух в салоне и очистить ветровое.

Чаще всего владельцу автомобиля стоит проверять шланги и прокладки системы кондиционирования, которые с возрастом высыхают и могут потерять герметичность.

Поэтому автопроизводители рекомендуют проводить проверку системы кондиционирования воздуха минимум один раз в год в специализированных автомастерских. Средняя стоимость обслуживания кондиционера составляет от 1500 до 4000 рублей.

Пренебрежение проверкой может повлечь серьезный ремонт на десятки тысяч рублей.

Как работает кондиционер автомобиля

Кондиционер в автомобиле работает примерно так же, как и бытовой. У него есть компрессор, трубки, радиаторы и вентиляторы. Компрессор сжимает фреон (этот газ — рабочее вещество кондиционера). Один радиатор и вентилятор охлаждают жидкий фреон, второй радиатор охлаждает салон, пропуская воздух через дефлекторы системы вентиляции.

В процессе сжатия газообразного фреона он переходит в жидкое состояние и сильно нагревается. Чтобы его охладить, используется радиатор в передней части машины.

Читайте также:  Горит check engine (Чек Энджин) — ТОП 10 Причин появления

Вторая ступень охлаждения производится в радиаторе салона автомобиля, который также называется испарителем. Там фреон из жидкого состояния переходит в газообразное.

Во время этого процесса фреон сильно остывает и поглощает тепло из окружающей среды. Этот процесс и обеспечивает прохладу в салоне автомобиля.

 eactelford.co.uk

Компрессор кондиционера имеет много мелких деталей, между которыми создается трение. Чтобы продлить ресурс механизмов, детали смазываются специальным маслом.

Длительный простой компрессора может привести к тому, что масло стечет из мест контакта, а детали останутся без смазки.

В такой ситуации после запуска кондиционера компрессор какое-то время поработает, но детали будут усиленно разрушаться от трения.

Как кондиционер влияет на расход топлива и динамику

Современные системы кондиционирования являются довольно экономичными, но компрессор в любом случае запускается от двигателя и отбирает у него часть мощности. На двигателях мощностью до 100 л. с. снижение динамики разгона при работающем кондиционере является довольно ощутимым, однако многие машины при разгоне «в пол» временно отключают компрессор кондиционера.

На холостом ходу двигателя работающий кондиционер требует дополнительно примерно 0,5 л топлива в час, а на ходу прибавляет в среднем от 0,2 до 0,4 л к расходу топлива на каждые 100 км пути.

Примерно столько же тратится на обеспечение работы подогревов стекол и зеркал, так что расход топлива зимой в любом случае будет заметно выше.

Но горящий индикатор кондиционера не означает обязательной прибавки — электроника не всегда задействует компрессор, и зимой он чаще всего будет отключен.

Работа кондиционера в холодное время года

Специалисты автосервисов считают, что для поддержания ресурса кондиционера и смазки деталей компрессора систему стоит включать хотя бы на 10 минут раз в неделю. Это правило касается и зимнего периода. Периодически в холодное время года кондиционер стоит включать для профилактики.

Производители автомобилей не запрещают использовать кондиционер зимой, однако у некоторых моделей есть ограничение на включение системы в морозы.

Иногда кондиционер перестает работать уже при минус трех градусах по Цельсию.

При такой погоде периодически стоит включать систему на отапливаемом паркинге торгового центра или в теплом гаражном боксе хотя бы на пять минут, пока машина находится в тепле.

Иногда использовать кондиционер зимой можно и для борьбы с запотевшими окнами.

В этом случае испаритель отлично конденсирует влагу на своей поверхности и выводит наружу через специальный дренажный канал.

Если воздух снаружи и в машине холодный, а водитель хочет узнать, исправен ли кондиционер, стоит как следует прогреть салон автомобиля, после чего включить ненадолго систему кондиционирования.

Автомобилистам, которые совсем не пользуются кондиционером в зимнее время года, после окончания холодного сезона необходимо обязательно провести техническое обслуживание системы, почистить салонный фильтр и провести противомикробную обработку перед началом эксплуатации системы. Необходимое оборудование и химикаты есть почти в любом автосервисе.

Как устроен кондиционер и чем грозит его включение зимой?

Автомобили обзавелись системой кондиционирования уже очень давно, но до сих пор она вызывает массу вопросов со стороны рядовых потребителей. К примеру, можно ли использовать ее в зимний период и способна ли она вообще работать в таких условиях?

Кроме обеспечения комфортной температуры в салоне летом кондиционер также подсушивает воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекол круглый год, поэтому он востребован даже зимой. Однако в зависимости от температуры за бортом система управления может запретить включение компрессора кондиционера. В этом вопросе бал правят законы физики и защитные функции электроники.

Автомобильный кондиционер способен работать и зимой. Главное, чтобы за бортом было не очень холодно.

Автомобильный кондиционер способен работать и зимой. Главное, чтобы за бортом было не очень холодно.

Физика процесса

Работа любого кондиционера (в том числе и обычного холодильника) основана на переходе хладагента (фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое, и наоборот. Именно эти изменения агрегатного состояния и обеспечивают поглощение и выделение большого количества тепла (тепловой энергии).

Схема системы кондиционирования воздуха с расширительным клапаном: 1 — компрессор; 2 — конденсор (наружный радиатор); 3 — сброс теплоты в атмосферу; 4 — ресивер-осушитель; 5 — расширительный клапан; 6 — теплота из салона автомобиля; 7 — испаритель (салонный радиатор).Схема системы кондиционирования воздуха с расширительным клапаном: 1 — компрессор; 2 — конденсор (наружный радиатор); 3 — сброс теплоты в атмосферу; 4 — ресивер-осушитель; 5 — расширительный клапан; 6 — теплота из салона автомобиля; 7 — испаритель (салонный радиатор).

Фреон поступает в салонный радиатор (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через соты теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, попутно подсушивая его, и закипает, полностью превращаясь в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсоре) он отдает эту энергию в окружающую среду, снова превращаясь в жидкость.

Попадание жидкого фреона в компрессор кондиционера приводит к его смерти. Это сродни гидроудару в двигателе внутреннего сгорания.

Попадание жидкого фреона в компрессор кондиционера приводит к его смерти. Это сродни гидроудару в двигателе внутреннего сгорания.

Полное испарение фреона критически важно для здоровья компрессора, который обеспечивает его циркуляцию по системе. Попадание в него даже малого объема жидкого хладагента будет фатальным.

Поэтому в систему управления включены различные контролирующие датчики, чтобы исключить такой риск.

На основании их показаний электроника может принудительно отключить компрессор при работе или вообще запретить его активацию.

Переменные

Сейчас в подавляющем большинстве автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при —26°C. Но в системе кондиционирования он находится под избыточным давлением. Соответственно, температура его кипения будет уже выше.

Переход в газообразное состояние в испарителе возможно примерно при 0°C. В зимний период часто бывает так, что фреону попросту недостаточно тепла от воздуха в салоне, чтобы превратиться в газ. За этим пристально следит датчик температуры окружающей среды и дополнительный сенсор климат-контроля в салоне.

Поэтому при определенных условиях за бортом система управления запретит включение компрессора кондиционера.

Состояние хладагента в кондиционере: А…B — сжатие в компрессоре; B…C — охлаждение в конденсоре; C…D — процессы в расширительном клапане или нерегулируемом дросселе; D…A — процессы в испарителе, переход жидкого хладагента в газ. Кривая линия — граница между жидкостью и газом.Состояние хладагента в кондиционере: А…B — сжатие в компрессоре; B…C — охлаждение в конденсоре; C…D — процессы в расширительном клапане или нерегулируемом дросселе; D…A — процессы в испарителе, переход жидкого хладагента в газ. Кривая линия — граница между жидкостью и газом.

За давлением в системе кондиционирования следит комбинированный датчик. При слишком низком или высоком давлении включение компрессора будет запрещено, дабы исключить риск повреждений. Это сделано для того, чтобы система не активировалась, к примеру, когда в ней будет недостаточно фреона.

Важный момент: когда кондиционер работает, давление фреона перед компрессором обычно составляет около 3 бар, а после компрессора — примерно 14 бар. Спустя небольшое время после его остановки показатели сравниваются. При 20°C это давление составляет около 5–6 бар, а вот при 0°C оно падает до 2 бар.

И на некоторых моделях машин этого достаточно, чтобы система управления заблокировала включение компрессора.

В зависимости от конкретной модели автомобиля датчики давления и температуры обладают разным приоритетом. К примеру, на многих машинах блок управления ориентируется на показания наружного температурного сенсора.

Если машина заехала в отапливаемый гараж с мороза, то даже когда давление в системе физически поднимется до рабочего диапазона, электронным «мозгам» потребуется еще немного времени на то, чтобы осознать реальное, а не сиюминутное изменение условий окружающей среды и дать добро на включение компрессора.

Датчик температуры наружного воздуха обычно крепят перед радиаторами системы охлаждения двигателя в районе нижней решетки в бампере. Летом в пробках он может завышать показания, если стоит слишком близко к теплообменникам, а зимой, наоборот, занижать, если ниша забилась снегом.

Датчик температуры наружного воздуха обычно крепят перед радиаторами системы охлаждения двигателя в районе нижней решетки в бампере. Летом в пробках он может завышать показания, если стоит слишком близко к теплообменникам, а зимой, наоборот, занижать, если ниша забилась снегом.

Главный вывод: зимой можно смело пользоваться кондиционером. Это никоим образом не сказывается на ресурсе его элементов. Вопрос лишь в том, одобрит ли это система управления конкретного автомобиля, которую обучили перестраховываться.

На каких-то автомобилях компрессор кондиционера включится и при отрицательной температуре за бортом (немногим ниже нуля). А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C).

Тут уж все зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть ее рабочих характеристик.

К слову, сервисмены рекомендуют регулярно включать кондиционер в зимний период, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.

Система защиты кондиционера очень надежна. Она опирается на показания нескольких датчиков и имеет различные страховочные алгоритмы. В целом, мало известно о реальных фактах включения компрессора при неблагоприятных условиях. Но если по какой-то причине это все же произойдет и в него попадет жидкий фреон, то смерть его будет скоропостижной, остальные элементы системы это не затронет.

из архива автора

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *