Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Биение руля на скорости – не просто одна из основных и распространенных недостатков в работе авто, но и одна из наиболее часто встречаемых. Этот недочет в работе машины обнаружить сразу достаточно сложно. Проблема подкрадывается незаметно и застает водителя врасплох тогда, когда руль начинает бить очень резко и автовладелец замечает, что данный факт сказывается на работоспособности всего авто в целом. Привыкая к такому поведению рулевого колеса водитель, зачастую, не спешит в сервисный центр для устранения неполадки.

Чтобы узнать, почему возникает вибрация на руле при торможении и на скорости, стоит протестировать свою машину на трассе при 40, 60, 70, 80, 90, 100, 120 км/час и замерев, понять, в какой момент начинается неполноценная работа руля и дребезжание всей машины. Также прислушайтесь, снижая обороты, вибрация руля на малой скорости начнет уменьшаться, и это позволит точно определить с какого момента она возникает.

Причины вибрации руля при движении

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Каждому стоит знать, почему возникает биение руля при движении для правильно решения этой проблемы:

  1. Разбалансировка колес из-за большого количества грязи или налипшего снега;
  2. Вибрация руля на скорости 100, 120 км/час при разбалансировке колес;
  3. Некачественные диски (с браком);
  4. Неполностью накаченные колеса;
  5. Некачественный крепеж колес;
  6. Неполадки в работе подвески;
  7. Биение при холостых;
  8. Вибрация на руле во время торможения.

Вибрация руля на скорости из-за разбалансировки колес

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Часто встречаемая причина данной проблемы – скапливание на шинах большого количества земли или снега. Этот недостаток появляется, зачастую, на некоторое время. Как показывает практика, вибрация на руле на скорости 100 км/час пропадает, однако может вернуться через несколько минут. Узнать причину биения руля на скорости 100, 120 км/час при наличии литых дисков просто. Если же у Вас они стальные – это сделать будет водителю не так просто, потому что вентиляционные отверстия здесь маленькие. Комки земли часто собираются внутри диска и их не видно невооруженным глазом.

Для того чтобы использовать при уходя за автомобилем только лучшие расходники, рекомендуем ознакомиться с рейтингом моторных масел.

Биение руля на скорости 100, 120 км/час при разбалансировке колес

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Всем известно, что покрышки и диски ни на одном из автомобилей, будь то ВАЗ 2110, ВАЗ 2109, Ауди, Рено, Форд или любой другой, не будут идеальными относительно ровности и своего состава. Кроме того, вес колес в разных частях неодинаковый и когда автомобиль начнет двигаться, место, которое имеет большую массу, станет тянуть на себя цент колеса, что и будет являться центробежной силой.

С ростом скорости движения авто возрастает и усилие, передаваемое через цепочку тяг, что в конечном итоге приводит к вибрации.

Именно поэтому за состоянием колес своей машины нужно следить внимательно и планомерно их проверять. Здесь важно достичь равновесия – одинаковая масса колес в разных местах.

Это возможно за счет добавления определенных грузиков, прикрепляемых на диски. Также может возникать и биение руля на малой скорости.

Биение руля при движении, из-за поврежденных или некачественных дисков

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Как у ВАЗ 2110, так и других авто, вибрация руля на скорости может возникнуть из-за того, что колеса искривлены. Данный факт заметит любой специалист в шиномонтаже. Кроме вмятин на колесе могут быть и заводские искривления. Если Ваши покрышки уже служат Вам несколько лет, они достаточно старые – это может негативно сказаться на полноценной работе руля. Среди распространенных признаков деформации покрышек выделяют:

  • плохое, изношенное состояние корда;
  • выбоины в покрышках из-за того, что Вы ранее попадали в ямы на скорости;
  • некачественное производство, которое может проявляться по-разному.

При «шишках» на покрышках водитель будет чувствовать, как неполноценную работу рулевого колеса, так и дребезжание всего автомобиля. При наборе скорости Вы будете чувствовать лишь то, что вибрирует руль при движении. Однако при достижении 90-120 км/час услышите и некорректную работу всего авто.

Вибрация руля при движении из-за не полностью накаченных колес

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Если вибрирует руль на скорости, среди признаков возникновения рассматриваемой проблемы можно выделить также неправильное давление в шинах, а вернее – недостаточное. Это простая и одновременно сложная неполадка, которую можно легко и просто решить в любом специализированном центре по обслуживанию авто.

Биение руля на скорости 100-120 кмчас из-за некачественного крепежа колес

Если у Вас гайки на колесах закреплены недостаточно прочно и надежно – это также является причиной вибрации руля на скорости и всей машины.

Ненадежно закрепленные гайки – одна из самых простых и легко диагностируемых проблем, однако и самая опасная.

Если вовремя не обратить внимание на некорректную работу колес и в процессе езды оно у Вас отлетит от авто – аварии не избежать, что плачевно закончится не только для Вас, но и для других людей.

Ремонт машины в случае «утери» колеса может обойтись в немаленькую сумму денег, если вовремя не диагностировать проблему. В таком случае возможно потребуется замена тормозного диска, ступицы или прочих комплектующих. Чтобы быть уверенным в своей машине, лучше закрепите более надежно гайки и болты на колесах или доверить дело профессионалам на ТО.

Не стоит забывать и про другие важные части автомобиля, в частности рекомендуем ознакомиться со статьей посвященной проверке заряда аккумулятора.

Как неполадки в работе подвески могут стать причиной вибрации руля при движении

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

При изношенной подвеске ее функционирование будет сказываться на полноценной работе авто и его контактировании с дорогой. Когда будет появляться люфт, возникнет такой же дисбаланс при вращении руля, как и при недостаточно накаченных шинах машины. Однако люфт не может непрямую стать причиной данной проблемы, он будет лишь выступить катализатором.

Биение руля на малой скорости и при холостых оборотах

Также сложность с возникновением вибрации руля при повороте вправо, влево может быть вызвана недостаточно надежным креплением двигателя внутреннего сгорания к корпусу автомобиля. Это приводит к таким последствиям, как:

  • большой отдаче от руля при холостом ходе;
  • вибрации рулевого колеса при полной остановке авто;
  • отклонения в работе руля при старте машины;
  • при выжимании акселератора и увеличении оборотов.

Распознать причину такой вибрации в рулевом колесе очень просто: возникает высокочастотное биение, вибрации полностью зависит от количества оборотов мотора. Следовательно, при увеличении оборотов с помощью педали газа, вибрация становится чаще. Проблема может возникнуть и при некорректной работе приводного вала. Однако это случается редко.

Вибрация на руле при торможении на скорости

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Обратите внимание, в какой момент возникает биение руля. Если этот процесс начинается во время торможения автомобиля, то возникает большая вероятность того, что проблема скрывается в тормозных барабанах или дисках. Это говорит о том, что детали деформированы и их рабочая поверхность стала неровной.

Составные части тормозной системы автомобиля могут быть деформированы по следующим причинам:

  • из-за слишком длительной работы и большом износе;
  • при перегреве, когда водитель сильно резко выжимает педаль тормоза;
  • охлаждении.

С учетом данных проблем тормозные диски превращаются в волнистые, а на барабанах меняется форма из круглой в овальную. Однако последние сложнее деформировать вышеперечисленными способами.

При возникновении деформации деталей вибрация ощущается водителем только при легком или резком торможении, в то время, когда колодки начинают выполнять поставленную перед ними задачу.

В результате этого процесса вибрации подвергается вся тормозная система машины.

Избавиться от проблемы можно лишь купив новые диски или барабаны на свой автомобиль. Во избежание вибрации руля на скорости или при торможении проводите плановый технический осмотр машины и прислушивайтесь к работе “штурвала” в процессе движения автомобиля.

Трясётся и дрожит: почему бьёт руль и что с этим делать?

Позволю себе небольшое лирическое отступление.

Поехал я как-то с семьёй отдохнуть на весьма дикую природу. Ехал я на Логане и поэтому не боялся соваться туда, куда на «пузотёрках» нормальные люди не ездят. Дорога шла через лесок, последний населённый пункт остался в нескольких километрах сзади. Вдруг прямо поперёк дороги появилась лужа. «Ну, лужа как лужа, чего её бояться», – подумал я.

Жена, правда, намекнула, что лучше бы в неё не лезть по причине дикости и малонаселённости мест, но я не послушал эту мудрую женщину. Само собой, лужа оказалась даже не суперлужей, а хорошим таким глубоким ручьём с илистым дном. Логан повис на порогах, уткнувшись носом в воду.

Пока жена торжествовала в машине, а я терял остатки величия альфа-самца, проточная вода добросовестно несла песок и ил в переднюю подвеску.

Домкрат проваливался в илистое дно, кубометр палок, досок, веток и брёвен успешно ушли туда же. Надежда выбраться самостоятельно тоже утонула в этом подлом ручейке. Жена уже не торжествовала и тихо шипела. Идти за помощью некуда, звонить друзьям бесполезно. И тут слышу: что-то в лесу ревёт и едет в мою сторону.

Читайте также:  Солярка пошла в масло двигателя. Причины и как определить дизтопливо в картере

Лица мужиков на двух «уазиках» были бесподобными. И не из-за того, что обладатели лиц хорошенько приняли на грудь, а потому что до сегодняшнего дня они не встречали в лесу такого феерического идиота на Логане. Но всё-таки два УАЗа – это сила. Даже жена опять воспряла духом и стала меня снова жёстко троллить, почувствовав поддержку синеньких мужиков из «уазиков».

Один УАЗ выдернуть меня не смог. Якорились за второй, но тоже не смогли вытащить – подвела лебёдка. С суровой прямотой выпившего русского мужика один из уазоводов предложил: давай я тебя с разгона назад дёрну. Получится – хорошо, не получится… Ну, не знаю.

Я ещё раз осмотрел Логан. Максимум, чем я рисковал, это задней буксировочной петлёй. Оторвётся – чёрт с ней. Надо рискнуть.

С разгона и с третьей или четвёртой попытки УАЗ всё-таки выдернул Логан из западни. К тому времени Рено уже ушёл под воду больше, чем по ступицы (я копал, как ужаленный крот. Правда, бесполезно). Но всё-таки его выдернули. Я на радостях отдал уазоводу всю имевшуюся наличность и поехал в сторону дома.

Зачем я всё это рассказал? Затем, что после этого приключения руль Логана сошёл с ума. Его так трясло, что я даже не рискнул ехать быстрее 80 км/ч. Понятно, что на дисках остались ил и песок, что нарушило балансировку колёс.

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Несколько раз я пытался смыть всё на мойке самообслуживания, но это было бесполезно.

Помогли только подъёмник и строительный шпатель, которым с внутренней стороны дисков я соскрёб ровно ведро песка, засохшего ила и глины.

Так вот: грязь на дисках, нарушающая правильную балансировку колеса, – одна из главных причин биения руля. Извините за слишком длинный рассказ – он был нужен для наглядности.

Кстати, зимой снег, налипший на диск, тоже портит балансировку. А если он намёрзнет льдом на деталях ходовой части, то можно ещё со страху отправиться и на диагностику подвески (иногда поднимается хороший стук). Впрочем, это и не так плохо: лишней диагностика не бывает.

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Ещё один яркий пример нарушения балансировки – биение руля после сезонного шиномонтажа. Тут объяснять нечего: во время каждой смены шин балансировку делать просто необходимо.

Вот только если она сделана, а руль всё равно на определённых скоростях (в довольно узком диапазоне, например, 80-90 или 100-120 км/ч) бьёт, то, скорее всего, её нужно делать заново и в другом месте. К сожалению, не всегда и не везде умеют балансировать колёса.

Иногда это делают с камушками, застрявшими в протекторе, с грязными дисками, на убитых станках и кривыми руками. Такое бывает.

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Вторая причина биения на скорости – это нарушенная геометрия шины или диска (иногда – и того, и другого одновременно).

Шины могут иметь два недостатка, которые можно назвать условно «грыжа» и «оквадрачивание». Первое – это как правило следствие повреждения шины, второе – возрастные изменения или последствия неправильного хранения. По-хорошему, от таких шин надо избавляться, но мы-то понимаем… В общем, направление поиска я указал.

И ещё: кривизну диска часто невозможно увидеть глазом. Понятно, что если влететь колесом в поребрик на 60 км/ч, эта кривизна заметна будет. Но овальность – нет. Так что есть ещё один повод проверить диск на станке.

Следующая причина биения – это, как ни странно, неправильно установленные колёса. Такое встречается у любителей поставить диски с размером центрального отверстия чуть больше, чем надо. Мол, ничего страшного, конусными болтами всё отцентруется. На крайний случай ситуацию спасёт кольцо – проставка. В принципе, отчасти да, спасёт.

Но не всегда. Поэтому если кто-то ставит нештатные диски (как правило – литые, ибо от давно проданной «чирки» валяются просто так, зачем тратить деньги на новые, которые подходят по размеру?), нужно быть готовым к тому, что, как бы их ни балансировали на станке в шиномонтажке, биение всё равно может преследовать бесконечно долго.

Последнее замечание насчёт балансировки: если с ней что-то не так, биение руля – это не единственное последствие. Можно угробить шину, а если забить на это дело особенно большой болт, то и некоторые детали ходовой части.

Как минимум – ступичный подшипник. Кстати, сама по себе изношенная шина тоже может стать причиной биения.

Такое встречается, если на протекторе заметно, что износ шёл пятнами – вследствие как раз неправильной изначальной балансировки.

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Пожалуй, это слишком очевидно, но напомню: если не протянуть гайки (или шпильки) колеса, тоже может начать бить в руль. После установки колеса нужно не только проверить затяжку, но и повторно протянуть гайки после ста километров пробега.

Если слабую затяжку переднего колеса заметить еще можно (особенно по постороннему звуку, который появляется, если ехать накатом, и пропадает при разгоне на переднеприводной машине), то заднее колесо часто откручивается незаметно.

На ходу незатянутое заднее колесо можно почувствовать как вибрацию, похожую на таковую от спущенного колеса. Правда, не всегда.

А если не колесо?

Что делать, если колёса круглые, отбалансированные, а биение всё равно есть? Ответ очевиден: искать причину дальше.

Если вибрации на руле напрямую зависят от скорости, придётся проверять всё, что крутится и меняет свою угловую скорость в зависимости от скорости автомобиля. В первую очередь нужно обратить внимание на тормозные диски. Впрочем, их биение обычно проявляется иначе, о чём пойдёт разговор ниже.

Часто в руль отдаётся вибрация приводов (речь опять-таки о переднеприводных автомобилях). Скажем честно: погнуть сам вал привода довольно сложно. Но привод – это не только вал. Поэтому его нужно проверить тщательно. Умирающий ШРУС, трипод или сгнившие шлицы вала вполне могут стать причиной биения руля.

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Реже такой причиной может стать подвесной подшипник вала (если он есть). Подшипник в первую очередь всё-таки гудит, и его звук похож на звук ступичного подшипника, но отличается по высоте тона.

Кроме того, причиной биения руля могут быть изношенные шаровые опоры, рулевые тяги и их наконечники. Иногда – и рулевая рейка. Но тут нужно обратить внимание на несколько факторов.

Во-первых, чаще биение возникает не при движении по прямой, как это бывает в случае дисбаланса колёс, а в поворотах. Во-вторых, износ шаровых опор и деталей рулевого механизма часто только делает более заметным «расколбас» на колёсах.

Так что не всегда диагностику можно закончить на станке для балансировке. Хотя бы пару раз в год нужно диагностировать и ходовую часть.

Руль, тормоз, газ

По большому счёту, все причины, по которым руль может бить при прямолинейном движении с постоянной скоростью, мы озвучили. Остался ещё один пункт: что делать, если руль бьёт при разгоне и торможении?

Основная причина биения руля при разгоне – это как раз внутренний шарнир привода, трипод. Тут проверка простая: снимаем колесо и таскаем привод туда-сюда. Есть заметный люфт – причина в триподе.

Если же с ним всё в порядке, то придётся заниматься диагностикой ходовой части более детально. А перед этим можно поменять местами колёса (передние и задние).

Если проблема ушла, то дело либо в их балансировке, либо в установке (не затянуты гайки или не сидят по центру из-за нештатного диска).

Биение на руле. Основные причины вибрации в руль на скорости и при торможении

Причины биения руля при торможении обычно до боли банальные – это износ тормозного диска.

Диск может либо повести от перегрева или резкого перепада температуры (может, клинит суппорт, а может, не стоило после долгого торможения с перегревом диска влетать в лужу), либо он может быть просто сильно изношенным.

Убедиться, что виноваты в биении диски, легко: при торможении начинает вибрировать не только руль, но и педаль тормоза. И чем ниже скорость, тем более редкими становятся толчки на педали скорости. Перед остановкой они вообще переходят в плавные волнообразные движения.

Если диск ещё не сильно изношен, то его можно не менять, а проточить. Как-никак экономия заметная.

Читайте также:  Как Проверить Генератор (Авто) | Три Способа Проверки

Любителям экзотики

Я очень не завидую тем, кто после проверки балансировки не смог определить причину биения руля. Квест по поиску неисправностей может быть очень и очень увлекательным. Помимо тех причин, которые я озвучил выше, можно вспомнить некоторые настолько экзотические, что искать их можно очень долго.

Например, на руль может отдавать свою вибрацию двигатель через порванную опору (подушку). Мотор может на высоких оборотах троить, что можно воспринимать как вибрацию. Может быть, всё дело в неправильно установленных углах развала и схождения.

Может быть, причина биения кроется в неравномерном давлении в шинах, износе втулок или стоек стабилизатора поперечной устойчивости. Возможно, вы не услышали гул умирающего ступичного подшипника, и колесо сейчас просто болтается из стороны в сторону.

А если у машины задние тормоза барабанные, то есть вероятность, что барабан по какой-то причине стал овальным.

Главное, нужно помнить: биение руля – это не просто дискомфорт, а признак неисправности, которая может быть довольно серьёзной. И мириться с этим не стоит. Чувствуете, что что-то идёт не так – не поленитесь заняться диагностикой.

Это может не только спасти от дальнейших расходов, которые будут неизбежными при бесконечном оттягивании ремонта, но и сохранить здоровье или жизнь. А дороже у человека ничего нет.

Особенно по сравнению с кривым диском колеса или «грыжей» на шине.

Бьет руль: причины и диагностика проблем

Современный автомобиль является достаточно сложным, так как конструктивно состоит из большого количества систем, узлов и агрегатов.  При этом кроме двигателя и трансмиссии, важнейшим  составным элементом является механизм рулевого управления и тормозная система. 

Если говорить о рулевом управлении, в процессе эксплуатации  водитель может заметить, что бьет в руль на скорости, заметна вибрация руля при торможении, биение руля может проявляться в поворотах и т.д.

Все эти признаки и симптомы являются поводом для проведения незамедлительной проверки и устранения возможных проблем. Далее мы рассмотрим основные причины биения руля, а также что делать, если руль бьет или трясется.

Вибрация руля: причины

Итак, если ощущается вибрация на руле или на скорости бьет руль, а также появился стук в руле, причины биения руля могут быть разными. Так или иначе, проблему нужно решать, так как малейшие отклонения приведут, как минимум, к снижению комфорта и преждевременному износу отдельных узлов.

В худшем случае проблема может быстро прогрессировать, что приводит к заметному ухудшению управляемости. В отдельных случаях возникают критические поломки, которые могут стать причиной серьезных ДТП.

Прежде всего, чтобы точно понять, почему возникает биение руля, следует обратить внимание на ряд характерных признаков:

  • руль бьет на скорости (от 80 км/ч);
  • бьет в руль на малой скорости (20-30 км/ч);
  • трясется руль при торможении;
  • заметны вибрации руля при поворотах;
  • происходит биение руля на неровностях;

Так вот, в каждом конкретном случае неисправность может быть вызвана той или иной причиной. Давайте остановимся на самых распространенных.

Биение руля на высокой скорости

Начнем с высокой скорости. На большой скорости вибрация руля часто вызвана тем, что нарушена балансировка колес автомобиля, не выставлен сход-развал и т.д. Например, при дисбалансе масса колес не выровнена, однако на небольших скоростях это не так заметно.

Однако при разгоне от 80 км/ч и выше центробежная сила «тянет» несбалансированное колесо, руль начинает вибрировать. Вывод очевиден – если не выявлено других причин, для начала нужно сделать развал-схождение.  

  • Второй причиной является грыжа шины или шишка на колесе. Грыжа на шине фактически меняет геометрию покрышки, ударяется об дорогу во время вращения и создает биение на руле.

В этом случае никакие балансировки колес уже не помогут, необходима только замена покрышки. Кстати, желательно менять покрышки парами на одной оси, чтобы исключить разницу в износе протектора. Дело в том, что разница в износе протектора также заставляет колеса вилять и вызывает вибрации.   

  • К вибрациям также может приводить износ или выход из строя ступичного подшипника. Если ступичный подшипник неисправен, колесо не может нормально вращаться и водитель ощущает вибрации на руле.

Для проверки необходимо оценить работу подшипников ступиц всех колес. Сделать это можно как самостоятельно, так и на сервисе. 

  • Завершает список причин, по которым на скорости бьет в руль, банальное повреждение или деформация колесных дисков. Если диски «кривые», с трещинами и другими дефектами, на скорости от 80 км/ч ощущается биение руля и вибрации по всему кузову.

Еще добавим, что недостаточно накачанные колеса (низкое давление в шинах), не затянутый крепеж, потеря одной гайки или болта для крепления колесного диска также могут быть причинами биения руля на высоких скоростях.

Вполне очевидно, что первыми нужно поверять диски и шины, балансировку колес, надежность крепления дисков к ступице и т.д. Если с колесами все в порядке, далее проверка затрагивает подшипники ступиц и затем выполняется сход-развал.

Руль бьет на малой скорости

Как правило, на небольшой скорости биение руля и вибрации возникают реже, так как центробежная сила не оказывает такого сильного воздействия. При этом если руль вибрирует на небольшой скорости, это часто говорит о сильном дисбалансе колес.

Например, если на диски налипло много грязи или льда, есть снег на дисках, тогда вибрации на руле неизбежны. Также на невысокой скорости к вибрациям приведет не затянутый крепеж диска.

Еще диски могут быть гнутыми, что приводит к рывкам во время вращения. Результат – колеса вращаются неравномерно, руль вибрирует. Однако это далеко не все. Проблема может крыться гораздо глубже. Часто бывает так, что изношенные или порванные подушки двигателя становятся причиной вибраций и биения, которое ощущается на руле.

Еще к биению руля нередко приводит износ шаровых опор. В этом случае колесо болтается, что особенно заметно при разгоне. В последнем случае нужна немедленная диагностика, так как колесо может отвалиться на ходу. 

Руль бьет при торможении, в поворотах и на неровностях

В ряде случаев водители сталкиваются с тем, что в руль бьет или руль начинает вибрировать при нажатии на тормоз. Получается, вибрации руля при торможении проявляются только тогда, когда задействуется тормозная система.

  • Так вот, в этом случае нужно проверять тормозные диски и колодки. Если диски деформированы или повреждены, при торможении они создают вибрации, передающиеся на руль.
  • Если с дисками все в порядке, следует осматривать тормозные колодки. Неровности и дефекты на фрикционной поверхности накладок тормозных колодок заставляют вибрировать всю систему, что и передается на руль.
  • Также следует исключить вероятность того, что тормозной суппорт клинит или прикипел. К этому приводит коррозия, грязь, отсутствие смазки и т.п. Так или иначе, при нажатии на тормоз тормозные колодки прижимаются к тормозному диску неравномерно, что и создает вибрацию на руле.

Разобравшись с тормозами, нужно переходить к ходовой части и деталям подвески, а также к рулевому управлению и другим узлам. Например, при торможении к ударам в руль могут приводить шаровые опоры, так как имеет место люфт колеса при торможении.

Кстати, причиной проблемы могут оказаться и сайлент-блоки в устройстве подвески, которые вышли из строя и попросту не гасят колебания. Еще следует уделить внимание ШРУС, которые в поворотах  стучат, вибрируют и хрустят. При проезде ухабов и выбоин к биению на руле также могут привести вышедшие из строя амортизаторы, которые не способны смягчить колебания и удары.

Обратите внимание, биение руля в поворотах и на ямах также напрямую может быть связано с самим рулевым механизмом. Как правило, износ упорных подшипников рулевого редуктора, стук в рулевой рейке, проблемы рулевого карданчика и т.п. также становятся причиной того, что на руле ощущаются удары и вибрации.

Бывает и так, что происходит ослабление рулевой рейки, выходят из строя подушки рейки, приходят в негодность сайлентблоки подрамника. Нередко проблемным элементом оказываются наконечники рулевых тяг. Результат — даже небольшая яма при езде на малой скорости приводит к заметному удару на руле.

Полезные советы

Как уже было сказано выше, биение руля никак нельзя игнорировать. Дело в том, что независимо от причины, вибрации и удары постепенно ухудшают общее состояние ходовой части и рулевого управления.

При этом часто вибрация появляется даже на полностью исправном авто. Чтобы избежать преждевременных поломок, нужно правильно подбирать диски и шины, следить за их состоянием, обслуживать тормозную систему и т.д.

Читайте также:  P0113: отказ датчика температуры всасываемого воздуха в двигатель. Ошибка датчика iat (код p0113) - причины и устранение

Как правило, достаточно регулярно балансировать колеса и делать развал-схождение, очищать диски от грязи и льда, своевременно менять тормозные колодки и обслуживать тормозную систему, следить за сайлент-блоками, выполнять их замену при такой необходимости.

Немаловажно также поддерживать рекомендуемое давление в шинах, так как распространенные ошибки приводят к возникновению грыж и шишек, неравномерному износу, повреждениям дисков. Также на каждом плановом ТО важно проводить диагностику ходовой  части, проверять шаровые опоры, ступичные подшипники, стойки и другие элементы.

Не лишним будет также провести проверку рулевого механизма, определить люфт руля. На деле, не допускаются люфты больше 10 градусов,  рулевой механизм любого типа (например, с ГУР или ЭУР) должен работать плавно, без заеданий и провалов, с равномерным усилием.

Подведем итоги

Как видно, если на машине бьет руль,  важно сразу определить, как и когда это происходит: на скорости, при торможении, в поворотах, при проезде неровностей и т.д. Это поможет локализовать возможную неисправность и быстрее определить причину проблемы.

Главное, не затягивать с диагностикой и ремонтом, так как биение руля может указывать как на гнутый диск или стертые колодки, так и на серьезные проблемы с рулевым управлением, тормозной системой и т.д.

Если в первом случае больше страдает комфорт и управляемость, а также снижается ресурс узлов и агрегатов, во втором существует риск попасть в ДТП. По этой причине эксплуатировать автомобиль в том случае, если имеет место биение руля, настоятельно не рекомендуется до полного устранения причины неисправности. 

Почему бьёт руль на скорости (большой, маленькой, при торможении): причины вибрации, устранение проблемы

 Auto.TodayAuto.Today

Возможные причины биения руля На большой скоростиНа маленькой скоростиПри торможенииНа неровной дороге и поворотахПоследствия вибрации Как самостоятельно устранить проблему$('.index-post .contents').toggleClass('hide-text', localStorage.getItem('hide-contents') === '1')

Возможные причины биения руля

Чтобы узнать, почему возникает биение руля, нужно рассмотреть эту проблему в нескольких отдельных случаях:

на большой скорости — от 80 км/ч;на небольшой скорости;при торможении;при поворотах и на ухабистой дороге.

Узнайте, почему слышен шум от гидроусилителя руля и как от него избавиться.

Если при езде на большой скорости вы ощущаете вибрацию руля, то причин этому может быть несколько:

Не сбалансированы колёса, нарушен развал-схождение. Если масса колёс в разных точках не выровнена, то после достижения скорости 120 км/ч срабатывает центробежная сила. Она тянет колесо, из-за чего руль начинает вибрировать.

Грыжа на шинах. Во время движения она будет ударяться о дорожное покрытие и создавать биение руля.

Вышел из строя ступичный подшипник. Эта деталь обеспечивает плавность вращения колёс, а вышедший из строя подшипник приводит к тому, что колесо трясёт, и водитель ощущает это через руль.

Неравномерно изношенные покрышки. Такой дефект возникает из-за несбалансированности колёс и может дать о себе знать после того, как они будут сбалансированы. Неровность покрышек приводит к тому, что колёса виляют, а в руле ощущается вибрация.

Деформация дисков. Механическое повреждение или заводской брак дисков может вызвать биение руля, которое на скорости около 100 км/ч передаётся на весь автомобиль.

Слабо накачанные колёса. Эта причина реже даёт биение руля, но тоже может приводить к этой проблеме.

Знаете ли вы? В 2010 году в Швейцарии за езду на скорости 300 км/ч нарушителю назначили штраф 1 млн долларов пропорционально его годовому доходу.

Если руль вибрирует на небольшой скорости, это происходит по таким причинам:

Грязь на дисках. Сильно загрязнённые диски могут через удары передавать вибрацию на руль.

Снег на дисках. Налипший на дисках снег создаёт проблемы при движении, и водитель ощущает это, держась за руль.

Плохо затянуты болты на колёсах. В такой ситуации они болтаются и создают вибрацию руля.

Погнуты диски. Различные неровности на поверхности дисков приводят к тому, что колёса дёргаются, а руль вибрирует.

Ослабло крепление двигателя в машине.

Износ шаровых опор. Колесо начинает раскачиваться и создает биение руля, это хорошо слышно при разгоне.

Важно! Повреждение шаровых опор может привести к тому, что колесо вылетит из машины, а само авто завалится на бок.

Бывает так, что руль начинает вибрировать при нажатии на тормоз, тогда причины могут быть следующие:

Повреждены или загрязнены тормозные диски. При резком торможении диски перегреваются и деформируются, впоследствии начинают вибрировать и передавать вибрацию на руль.

Пришло время менять тормозные колодки. Неровности на поверхности тормозных колодок приводят к вибрации тормозной системы при нажатии на педаль тормоза, и это передаётся на руль.Износились шаровые опоры. Люфт колеса от повреждения шаровых опор слышен при торможении.

Сайлент-блоки вышли из строя. Резинометаллические шарниры предназначены для того, чтобы гасить колебания, которые передаются между узлами автомобиля. При их повреждении можно ощутить, как бьёт руль.

Прикипание суппорта. Различные загрязнения и отсутствие смазки могут привести к тому, что суппорт неравномерно прижимает тормозные колодки, что создаёт вибрацию на руле.

Почему бьёт руль на скорости и при торможении: видео

Знаете ли вы? Одну из самых известных шуток про тормоза придумали бельгийцы: если не затормозите при въезде в Бельгию, то ничего не успеете рассмотреть, так как быстро покинете её и въедете в следующую страну.

На неровной дороге и поворотах

Биение руля возможно на поворотах и ухабах в результате таких дефектов:

Износ упорных подшипников рулевого редуктора. В этом случае при поворотах появляется стук в рулевом редукторе, который ощущается на руле.

Повреждение сайлент-блоков. Подпрыгивая на кочках, авто начинает трястись. Если колебания не смягчаются, водитель ощущает биение руля.

Ослабление рулевой рейки. Если руль бьёт на ухабах и одновременно ощущается вибрация, возможно, крепление рейки ослабло.

Износ наконечников рулевой тяги. При этой проблеме даже небольшая выбоина способна вызвать сильную отдачу.

Повреждение штрусов (шарниры равных угловых скоростей). В таком случае при повороте можно услышать, как колёса «хрустят».

Выход из строя амортизаторов (стоек). Их назначение — смягчать колебания от ударов, а в неисправном состоянии с этой задачей они не справляются.

Неустранённая проблема биения руля может привести к такому:

постепенное увеличению силы ударов;

ухудшение состояния ходовой части;

нарушение работы системы управления авто;

осложнения в работе системы рулевого управления;

необходимость быть всё время в напряжении, усталость от поездки;

возрастание вероятности аварий.

Важно! Хотя проблема биения руля кажется незначительной, она может привести к тому, что автомобиль станет неуправляемым даже у водителя со стажем. Это может стать причиной аварии даже при скорости до 60 км/ч.

Как самостоятельно устранить проблему

Чтобы устранить вибрацию руля, необходимо сбалансировать колёса, выполнить развал-схождение. Самостоятельно это сделать не удастся, нужно ехать на СТО, поэтому сначала лучше проверить другие факторы, которые могут быть причиной биения.

Самостоятельно можно сделать следующее:

Проверить, не забиты ли диски на колёсах грязью или снегом, и почистить их.

Осмотреть покрышки на наличие повреждений и в случае необходимости — заменить.

Проверить наличие грыжи на шинах и заменить их.

Проверить правильность формы дисков, устранить проблему установкой новых дисков.

Проверить соответствие давления в шинах необходимому, подкачать их.

Проверить, надёжно ли закреплён двигатель.

Поставить авто на яму или эстакаду, осмотреть шаровые опоры, тормозную систему, ступичный подшипник, пыльники, сайлент-блоки. Заменить их при необходимости либо очистить от загрязнений.

Открутив колесо, проверить состояние тормозов.

Почистить и смазать суппорт.

Проверить отсутствие люфта колеса — поднять машину на домкрат и попробовать раскачать колесо. Люфта не должно быть в подшипниках, сайлент-блоках, шаровых опорах.

Убедиться, что нет масляных пятен под авто, оставленным на стоянке.

Проверить отсутствие сопротивления при повороте рулевого колеса — насколько легко отвечает система рулевого управления.

Если люфт руля превышает 10°, подтянуть рулевую рейку.

Заменить наконечники рулевых тяг при износе.

Некоторым помогает переустановка колёс спереди назад и наоборот.

Причина биения руля на примере ВАЗ 21099i: видео

Итак, если вы почувствовали, что на авто бьёт руль, для начала выясните, в каких случаях это происходит — на каких скоростях, при каких действиях. Затем определите причину проблемы.

Ремонтом можно заняться самостоятельно либо обратиться в мастерскую, но пускать ситуацию на самотёк нельзя.

Биение руля может быть симптомом очень серьёзного нарушения в работе автомобиля, что ставит под угрозу жизнь и здоровье тех, кто в нём ездит.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *