Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Всем знакомы такие изделия из графита, как простой карандаш. Автолюбители и домашние мастера знают, что такое щетки для электродвигателя. Их изготавливают с добавлением этого материала. Еще этот серый порошок добавляют в резину стеклоочистителей, для улучшения скольжения.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Тема нашей статьи: графитовая смазка, область применения которой не менее разнообразна. Мы знаем, что детали трения должны быть смазаны в рабочей зоне.

Кроме традиционных консистентных составов, выполненных с добавлением литиевых компонентов, в автомобиле широко применяется графитовая или медная смазка. В чем преимущество этого компонента? Разберемся в нашем обзоре.

Состав и характеристики графитной смазки

Традиционная форма выпуска – пластичная масса консистенции густой сметаны. В жидком виде не применяется, хотя существует расфасовка в виде спрея. После нанесения образуется тонкая пленка сухой смазки.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Этот материал не готовится сразу из графита, порошок добавляется в готовый состав, который может использоваться самостоятельно. По большому счету, графитовая смазка своим появлением обязана старому доброму солидолу, или как помнят автолюбители со стажем: тавоту. Поэтому, говоря о составе, поговорим о способах производства базового состава.

Возгонка мазута в емкости без кислорода при высокой температуре, либо деасфальтизация гудрона. Полученный жидкий материал требуется загустить.

Для этого технология предусматривает два способа:

  1. Введение жирных кислот растительного происхождения. Способ старый, как мир автомобилей, при этом качество конечного продукта выше, чем полученного с использованием современных технологий. Единственный недостаток – такой солидол стоит дороже.
  2. В настоящее время производители отдают предпочтение синтетике. В отличие от моторных масел, искусственно созданные добавки не повышают качество, хотя оно отвечает всем стандартам. Синтетические жирные кислоты недорогие в производстве, поэтому конечный продукт также стоит дешевле. Отсюда и массовый спрос.
    Полученный солидол – это и есть базовая основа графитовой смазки.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

В готовую массу добавляется мелкодисперсный графитовый порошок. Помол аналогичен зерновой муке: чем он тоньше, тем качественней получится готовый продукт.

Применяются разные способы смешивания

  • В органических основах, загущенных с помощью кальциевого мыла, формируется пластичная паста. Графит как бы растворяется в массе, хотя с точки зрения физики процесса, это не так.
  • При создании смазки на основе синтетических продуктов, получается суспензия. За счет густоты, порошок всегда находится во взвешенном состоянии.

Главная задача – распределить порошок графита как можно равномернее.

При нанесении на смазываемую поверхность, он остается в рабочей зоне до принудительного удаления.

Можно ли сделать «графитку» самостоятельно?

Порошок не является дефицитом. Его можно было найти даже 30-40 лет назад. А вот смазка на его основе не всегда была на прилавках магазинов. Поэтому автолюбители добавляли в солидол немного моторного масла (разумеется, минералку), сыпали в емкость графитовую пыль (порошок), затем долго и тщательно размешивали.

Получался самый качественный состав: на основе растительного солидола, без синтетических загустителей.

Как сделать графитную смазку своими руками — видео

Характеристики пластичной графитовой смазки:

  • Рабочий диапазон температуры окружающего воздуха: от -20℃ до +60℃ (речь идет о продолжительной работе). Допускается кратковременный нагрев до +120℃, однако каплепадение начинается уже при +80℃. При использовании в трущихся частях типа рессор, нижний предел может выходить за рамки -20℃.
  • Допустимая массовая доля воды не более 3%, после чего начинает образовываться эмульсия.
  • Предел прочности на сдвиг от 100 Па. Температура измерения параметра: +50℃.
  • Предел прочности на сжатие: 400 (+/- 200).
  • Предел прочности на растяжение: 120.
  • Пенетрация более 250 мм/10. Температура измерения: +50℃.
  • Электрическое сопротивление не более 5 кОм на см длины.

Свойства графитовой смазки определяются свойствами графита

  1. Хорошая теплопроводность (читайте: отвод тепла из зоны нагрева).
  2. Электропроводимость (можно смазывать контакты).
  3. Стойкость при воздействии влаги. При этом необходимо помнить, что при механическом смешивании с водой образуется эмульсия.
  4. Термическая стойкость.

    Кроме кратковременной смены значения вязкости, других проблем нет. Предельная температура, при которой еще не начинается испарение: +150℃.

  5. Химическая нейтральность: при взаимодействии с поверхностью, реакция не происходит.
  6.  В качестве бонуса: обеспечивает устойчивую антикоррозийную защиту.

  7. Высокая коллоидная стабильность, в сравнение с базовым солидолом.
  8. Хороший коэффициент снижения трения.
  9.  Количество заеданий в рычажных механизмах сведено к минимуму.
  10.  Высокая адгезия практически к любым материалам.
  11. Не реагирует на статическое напряжение: токи просто протекают через ее электропроводящий слой.

  12. Антифрикционный показатель на высоком уровне.

Есть и небольшие недостатки:

  1. Все-таки ее нельзя применять на узлах с длительно стабильной температурой свыше +80℃.
  2. Несмотря на низкий коэффициент трения, в трущихся соединениях с прецизионными зазорами применять нежелательно. Возможен повышенный износ.

Где используется графитовая смазка в автомобиле

  • шаровые опоры, шарниры рулевого механизма, механизм рулевой рейки, части гидроусилителя (за исключением деталей, смазываемых трансмиссионными маслами);
  • элементы рессорной подвески (противоскрипные механизмы, плоскости прилегания пластин);
  • опорные подшипники с низкой скоростью вращения;
  • крестовины карданного вала (смазывание производится нагнетанием через т.н. «тавотницы»);
  • шлицевые соединения валов (можно использовать спрей);
    Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля
  • внутренние полости оболочки тросовых приводов;
  • графитовая смазка используется для клемм аккумулятора, и других электрических соединений, при условии единого слоя между соседними контактами;
  • покрытие резьбовых соединений в качестве профилактики «прикипания»;
    Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля
  • в качестве консерванта открытых ржавеющих деталей при длительном хранении техники.

Применение графитовой смазки определяется инструкцией по регламентному обслуживанию, поскольку смешивание различных масляных составов недопустимо.

Что лучше графитная смазка или «вымпел»?

Состав основы у них одинаковый, разве что в цинковой смазке «Вымпел» не применяется органический загуститель, в основном – литиевое мыло. Потребительские характеристики аналогичные, принципиальная разница в рабочем диапазоне.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Графитовая смазка не такая термостойкая: допускаются пиковые значения от +120℃ до +150℃, но только на короткое время. Цинковая смазка «Вымпел» устойчиво сохраняет характеристики вплоть до температуры +120℃.

Можно ли графитовой смазкой смазывать подшипники? Только при невысокой нагрузке и низкой скорости. В то же время «Вымпел» закладывают в нагруженные подшипники вращения, и подвижные детали подвески без ограничений.

Что лучше графитовая или медная смазка?

Эти два состава имеют очень схожие характеристики. Та-же основа, тот же способ введения мелкодисперсного порошка. Так же, как и медная, графитовая смазка проводит ток. Еще одно общее качество: форма выпуска. Есть пластичная паста, менее вязкий гель и аэрозоль.

Однако у медных составов есть неоспоримое преимущество: высокая температурная стабильность. Свойства не меняются даже при кратковременном нагреве до +1000℃. А нормальный диапазон применения предусматривает постоянную температуру до +300℃.

Поэтому медная смазка, в отличие от графитовой, успешно применяется в тормозных суппортах.
Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Справедливости ради стоит отметить, что медная смазка не так хорошо «держит» высокую нагрузку при давлении трущихся частей. Высокодисперсная медь просто выдавливается вместе с носителем, а частицы графита остаются на поверхности металла, даже при полном высыхании смазывающей основы. При этом, медная смазка существенно дороже графитовой.

Что лучше графитовая смазка или «Литол»?

Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из «Литола-24», вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиляЛитол 24 в различной упаковке

Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.

При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» — 100% диэлектрик.

Медно-графитовая смазка

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

За счет смешивания двух материалов, резко улучшается адгезия. При работе с металлическими парами, подверженными электрохимической коррозии (например, медь + алюминий), именно двухкомпонентный состав выступает в качестве своеобразного буфера.

Заключение

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Не следует приписывать «графитке» чудесных свойств, хотя при использовании по назначению, она существенно продлевает жизнь механизмам.

Применение графитовой смазки в автомобиле: свойства и правила использования

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какие свойства графитовой смазки позволяют использовать ее в автомобиле
  • В каких узлах автомобиля рекомендуется применение графитовой смазки
  • Как правильно применять графитовую смазку в автомобиле

Графитовая смазка представляет собой неорганический смазочный материал темного оттенка с плотной консистенцией и высокой вязкостью. Визуально она похожа на солидол.

В составе имеются растительные жиры, а также нефтяные цилиндровые масляные жидкости, литиевые либо кальциевые мыла, измельченный в порошок графит.

Сегодня в статье мы разберем, насколько оправданно применение графитовой смазки в автомобиле, так распространенное среди автовладельцев.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Под словосочетанием «графитовая смазка» подразумеваются разные вещества. Раньше этот термин обозначал неорганическую смазку, в которой использовался графит для загущения. Однако сейчас это же название имеют составы, в которых графит — всего лишь присадка. Итак, под этим термином понимаются:

  • порошок графита, используемый для смазывания трущихся деталей;
  • смазочный состав на основе мыла, содержащий в себе графит;
  • неорганическая суспензия из графита в масляном растворе.

Обычно третий вариант — и есть графитовая смазка, и именно ее особенности мы сегодня рассмотрим. Изготавливается этот смазочный материал так: берут вязкое органическое либо синтетическое масло, полученное из нефтепродуктов. Затем загущают его, добавляя графитный порошок (либо кальциевое мыло). Иными словами, солидол смешивают с графитом, чтобы состав обрел требуемые качества.

Основные свойства графитового смазочного состава прописаны в ГОСТ 3333-80.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Характеристика Значение
Температура, при которой допускается использование состава от -20 °C до +60 °C. Но применение графитовой смазки допустимо и при более низких температурах в рессорах и прочих малоподвижных узлах автомобиля.
Плотность (грамм на сантиметр кубический) от 1,4 до 1,73
Температура каплепадения выше 77 °C
Пенетрация при температуре 25 °C с перемешиванием (60 двойных тактов) от 250 мм/10
Коллоидная стабильность, процент выделяющегося масла до 5
Массовая доля воды до 3 %
Предел прочности на сдвиг при 50 °C от 100 Па (1,0 гс/см²)
Вязкость при нулевой температуре в среднем градиенте скорости деформации 10 1/с до 100 Па*с
Предел прочности при 20°C, кг/см²
на растяжение 120
на сжатие от 270 до 600
Электрическое сопротивление 5030 Ом*см
Температура (в градусах Цельсия):
разложения 3 290
наибольшая эксплуатационная 540
средняя эксплуатационная 425
Продукты окисления смазки СО, СО2
Класс NLGI 2
Обозначение по ГОСТ 23258 СКа 2/7-г2

Применение графитовой смазки в автомобиле распространено среди автовладельцев, потому что она объединяет в себе свойства солидола и графита. Основные свойства этого состава:

  • Возможные температуры применения: начиная от -20 °C и до +70 °C. Если механизм испытывает сильные нагрузки, то минусовая температура может быть и ниже, ведь потери на трении не снизят КПД смазки.
  • Смазочный состав прекрасно отталкивает воду.
  • Предотвращает появление коррозии на элементах автомобиля.
  • Благодаря новейшим способам изготовления смазочных составов можно выпускать в промышленных масштабах высокотемпературную графитовую смазку с широким диапазоном температур использования, начиная с -40 °C и заканчивая +400 °C.
  • Область применения графитовой смазки в автомобиле — нанесение на подвижные элементы, которые подвержены образованию коррозии.
  • Благодаря своим свойствам смазочный состав легко наносится на металлическую поверхность и предотвращает появление коррозии.

Обратите внимание! Применение графитовой смазки в автомобиле исключительно для защиты от коррозии считается малоэффективным, поскольку есть специальные антикоррозийные составы, которые справляются с поставленной задачей лучше.

Если у вас есть графитовая смазка, применение в автомобиле этого состава может служить следующим целям:

  • Защита троса стояночного тормоза машины. Именно здесь все свойства графита будут использованы с максимальной эффективностью. Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиляНа стояночный тормоз постоянно действуют различные факторы внешней среды, в результате чего возникают механические повреждения. Он находится под влиянием силы трения. В результате натяжение становится слабым, деталь перестает функционировать должным образом. Применение графитовой смазки в автомобиле продлевает срок службы стояночного тормоза. Смазка снижает силу трения, тем самым повышая эффективность работы механизма.
  • Область применения графитовой смазки в автомобиле достаточно широка, ведь ее наносят даже на дверные петли. На некоторых авто со временем маслянистая пленка, нанесенная на петли на заводе при изготовлении машины, исчезает. В результате узлы транспортного средства начинают поскрипывать. Графитовая смазка поможет, если дверные петли слишком тугие и, чтобы открыть автомобильную дверь, вам приходится прикладывать максимум усилий. В подобной ситуации применение графитовой смазки в автомобиле будет оправданно. Смазочный состав предотвратит образование коррозии на дверных петлях, двери будут легко закрываться и открываться.

Производится также смазка, содержащая в своем составе медь, измельченную до состояния пудры. Такое средство не боится повышенных температур. Его наносят на направляющие суппортов. В результате тормозные барабаны и диски не прикипают к фланцам ступиц, срок эксплуатации деталей увеличивается.

Преимущества и недостатки применения графитовой смазки в автомобиле

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Графит — тепло- и электропроводящий материал, он не боится воздействия воды и статического электричества, устойчив к высоким температурам. И состав на основе графита также обладает всеми перечисленными качествами, но они не так ярко выражены.

Применение графитовой смазки в автомобиле обусловлено следующими достоинствами этого смазочного материала:

  • состав химически устойчив, при его нанесении на элементы авто не происходит химической реакции;
  • не боится высоких температур. Состав не испарится, даже если температура поднимется до +150 °C, поскольку в графитовой смазки нет летучих веществ. Эксплуатационные свойства смазочного состава сохранятся в неизменном виде;
  • обладая гидрофобными свойствами, смазка не даст воде попасть на рабочие поверхности;
  • коллоидная стабильность этого смазочного материала повышенна;
  • графитовая смазка не взрывоопасна;
  • наделена отличными смазочными свойствами;
  • улучшает механические показатели, увеличивает срок службы узлов, делая их более устойчивыми к износу и механическим воздействиям;
  • уменьшает число заеданий;
  • не смешивается с маслом, поэтому состав останется на рабочей поверхности, даже если на нее попадет масло;
  • сцепляется с рабочей поверхностью;
  • устойчива к статическому электричеству;
  • графитовая смазка обладает адгезионными и антифрикционными характеристиками.

Одно из главных достоинств состава — высокие эксплуатационные характеристики при низкой стоимости. Однако сегодня в продаже можно встретить множество графитовых смазок с достаточно высокой стоимостью. Но со своей задачей они справляются лучше.

Какие минусы есть у графитовой смазки? Ее применение запрещено, если смазываемый механизм должен обладать повышенной точностью работы. Ведь из-за твердых компонентов, которые есть в графите, смазанные элементы будут быстро изнашиваться.

«Не работают дворники: причина неисправности и их устранение» Подробнее

Где возможно применение графитовой смазки в автомобиле

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Графитовая смазка есть практически у каждого автовладельца. Этот универсальный состав стоит недорого, приобрести его можно в любом специализированном магазине.

Этот смазочный материал подходит не только для нанесения на направляющие суппортов, подшипников и тому подобное. Применение графитовой смазки в автомобиле может быть следующее:

  • нанесение на рулевые наконечники, шаровые опоры;
  • использование в качестве антикоррозийного средства на электросоединениях;
  • смазывание рессор в противоскрипных шайбах;
  • нанесение на опоры скольжения;
  • смазывание направляющих суппорта;
  • нанесение между фланцами ступиц и тормозных барабанов;
  • использование в тихоходных подшипниках;
  • защита подвески спецтехники;
  • применение в открытых зубчатых передачах;
  • для увеличения срока службы системы выхлопа.

Применение графитовой смазки в автомобиле оправданно, если необходимо выполнить сборку или отремонтировать различные механизмы. Если сравнивать графитовую смазку с литиевой, первая будут лучше защищать от коррозии.

Опытные автослесари советуют использовать графитовый состав, а не литол для смазывания направляющих. Это позволит вам сэкономить денежные средства и увеличить срок службы механизма. Такая смазка не исчезнет даже спустя длительное время. Применение графитовой смазки в автомобиле для суппортов позволит сделать разборку элементов легкой, при этом обработанная поверхность не заржавеет.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Применение графитовой смазки в авто российского производства, детали которого устарели, — обязательная процедура. Только так можно облегчить разборку элементов.

Владельцы отечественных автомобилей считают, что на все болтики во время сборки деталей необходимо нанести такой смазочный состав, чтобы последующая разборка прошла легко.

Кстати, это правило действует для всех машин, включая иномарки.

Применение графитовой смазки возможно не только в автомобиле, но также и в быту. Благодаря широкому температурному диапазону использования состав подходит для нанесения на любые детали, даже если вы проживаете в регионе с холодным климатом. Смазка защищает поверхность от механического и химического воздействия.

Главное достоинство графитовой смазки — ее характеристики. Кроме того, купить средство можно практически везде. У вас есть автомобиль? Тогда графитовая смазка всегда должна быть у вас. Ведь она сохраняет свои свойства длительное время, не высыхает. Это значит, что элементы авто останутся в идеальном состоянии. Срок их эксплуатации увеличивается, а технические характеристики улучшаются.

Важно! Смазочный состав с графитом должен быть герметично упакован, ведь под воздействием ультрафиолета он портится.

Правила применения графитовой смазки в автомобиле

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Применение графитовой смазки в автомобиле возможно при соблюдении правил пожарной и технической безопасности:

  • Смазочный состав не взрывоопасен, воспламенение происходит при температуре +210 °C.
  • Если смазка пролилась, ее необходимо собрать в тару, затем убрать в металлический ящик. Поверхность следует протереть тряпкой.
  • Если случится возгорание, для тушения пожара можно использовать воду, химическую, воздушно-химическую, высокократную пену, а также порошковые составы.

Некоторые владельцы автомобилей интересуются, возможно ли применение графитовой смазки в автомобиле для смазывания ШРУСов. Нельзя однозначно ответить на этот вопрос.

Дело в том, что если у вас недорогой состав российского производства, лучше не применять его, ведь он может испортить шарнир изнутри.

Однако если вы используете дорогостоящий смазочный графитовый состав иностранного бренда, к примеру Molykote BR2 plus, Molykote Longterm 2 plus, Castrol LMX и так далее, тогда ШРУСы смазывать можно. Кроме того, есть составы, предназначенные специально для ШРУСов.

Обратите внимание! Применение графитовой смазки в автомобиле возможно для тихоходных механизмов, где не нужна высокая точность работы.

Возможно ли применение графитовой смазки в автомобиле для нанесения на клеммы аккумулятора?

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Смазка проводит электроток, но клеммы могут перегреться, ведь удельное сопротивление у смазки высокое. Конечно, вы можете смазать клеммы графитовым составом, однако делать так не рекомендуется. Графитовая смазка защитит поверхность от появления коррозии. Рекомендуется смазывать клеммы аккумулятора другими средствами, которые лучше подходят для этой задачи.

Аккуратно наносите смазочный состав, в составе которого есть графит, ведь он пачкается. Отстирать пятно будет сложно, поскольку в него входит жир, а также графит. Если на вашу одежду попала «графитка», как очистить пятно?

Есть множество способов, как сделать это лучше всего.

Приведем наиболее эффективные методы, позволяющие очистить одежду, на которую попала графитовая смазка. В зависимости от ситуации потребуются разные средства. Учитывайте то, насколько большое загрязнение, сколько времени на одежде держится пятно. Не забывайте про тип ткани, наличие других примесей и тому подобное.

Очистить загрязнение можно с помощью:

  • бензина, идеальный вариант — АИ-98 либо керосин;
  • специальный очиститель против сильных загрязнений;
  • средство для мытья посуды;
  • бесконтактный шампунь, используемый на автомобильных мойках. Его следует нанести на пятно, а затем потереть;
  • теплый раствор мыла. На одежду попало небольшое количество «графитки»? Тогда просто погрузите ее в тазик с водой, в которой растворено мыло, и отстирайте вещь руками;
  • Замачиваем вещь на пару часов, а затем стираем одежду вручную либо в машинке.

Многие автолюбители считают, что отстирать графитовую смазку можно, если включить машинку на максимальную температуру.

Важно! Не все ткани можно стирать на высоких температурах. Одежда может испортиться, и вернуть ей прежний вид будет невозможно. Изучите информацию на ярлычке, там указан допустимый температурный диапазон стирки.

Применение графитовой смазки в автомобиле возможно в течение 5 лет со дня изготовления состава.

Графитовая смазка: что это такое и где она применяется?

Что такое графитная смазка и где она применяется?

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Полезные свойства графита известны уже не одно столетие. Более 300 лет его активно применяют для уменьшения трения в различных механизмах.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Несмотря на появление множества современных смазочных материалов с более высокими эксплуатационными свойствами графитовая смазка и сегодня остается одной из самых популярных и востребованных на производстве, при обслуживании автомобильной техники, для бытовых применений.

Под графитовыми смазками (графитными смазками) подразумеваются все смазочные материалы, в составе которых присутствует графит. Он может выступать в роли присадок или в виде порошка использоваться как самостоятельный материал. Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Однако имеется множество разработок, позволяющих использовать полезные свойства графита в составе других материалов — изготовленных на основе различных базовых компонентов, а также в виде жидких смазок, аэрозолей, паст, специальных антифрикционных покрытий.

С учетом синергетического эффекта взаимодействия в современные смазки часто помимо графита дополнительно добавляют другие вещества (медь, дисульфид молибдена и др.) Сочетания таких материалов в определенных пропорциях значительно повышают эксплуатационные свойства графитовых смазок.

  • Традиционная графитная смазка, изготовленная в соответствии с ГОСТ 3333-80, получается загущением нефтяного минерального масла металлическим мылом кальция и графитом.
  • Современные составы могут выпускаться не только в форме пластичных смазок.
  • Аэрозольные смазки, например, очень удобно наносить в труднодоступные места.
  • Часто можно встретить графитовую смазку в виде жидких масляных дисперсий –их формула не предусматривает использование загустителя.

В состав графитовой смазки, изготовленной по различным нормативно-техническим требованиям, могут входить и другие компоненты. Так, например, использование вместо кальциевого мыла литиевого позволило повысить термостойкость до +130 °C и выше.

  1. Различные присадки улучшают антикоррозионные, противозадирные и другие эксплуатационные качества смазочного материала.
  2. Для повышения адгезии смазки к металлическим поверхностям ведущие производители используют поляризованный графит вместо обычного.
  3. Характеристики графитной смазки определяются свойствами присутствующих в составе материала компонентов.

Графит – это одна из форм существования углерода. Он имеет слоистую структуру. 

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Частицы графита заполняют и сглаживают микронеровности поверхности смазываемой детали, образуя на ней своеобразную пленку. Благодаря такому выравниванию и образованию графитного слоя эффективная площадь контакта деталей увеличивается. При этом возрастает несущая способность смазки, а коэффициент трения значительно снижается.

  • Масла, входящие в состав любой графитной смазки, обеспечивают оптимальный режим работы узлов в режимах трения, когда поверхности деталей разделены слоем жидкой смазки.
  • Добавление графита в состав пластичных смазок придает им дополнительные улучшенные свойства, позволяя лучше удерживаться в зоне трения и противостоять высоким нагрузкам.
  • Стоимость графита невысока, поэтому и смазки на основе этого материала являются одними из самых доступных по цене смазочных материалов.
  • Таким образом, графитные смазки имеют следующие основные характеристики:
  • повышенная несущая способность
  • улучшенные антифрикционные свойства
  • водостойкость
  • отличная адгезия
  • антистатические свойства
  • хорошее сочетание эффективности и стоимости

Термостойкость графитных смазок в основном зависит от других компонентов состава. Так, материалы, изготовленные на основе кальциевых или литиевых мыл, работоспособны от -40…-30 до +70…+130 °C. Антифрикционные покрытия с графитом обеспечивают защитные и смазочные свойства до нескольких сот градусов.

Графит обладает хорошей электропроводностью. При его достаточно высокой концентрации в составе смазок они также могут иметь электропроводящие свойства.

Однако следует учитывать структурные особенности графита – между слоями его частиц в обычных условиях присутствуют молекулы воды и кислорода. Это обуславливает снижение смазочных свойств графитовых смазок в вакууме.

К минусам этих смазок можно отнести также ограничения на использование в высокоскоростных механизмах и узлах с высокой точностью изготовления деталей. В этих случаях частицы графита нарушают геометрию контакта, что приводит к ускоренному износу деталей.

Где используется графитовая смазка?

Сфера применения таких смазок огромна – их используют как в промышленности, так и бытовых условиях. Для обслуживания тяжелой строительной, дорожной, специальной, нефтедобывающей, сельскохозяйственной техники во многих случаях эти материалы также оказываются отличным решением.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Традиционные графитные смазки применяются для обслуживания высоконагруженных узлов трения тихоходных механизмов:

  • ходовых винтов
  • шарниров
  • опор скольжения
  • направляющих
  • резьбовых соединений
  • редукторов
  • подшипников

Использование вместо кальциевого мыла и минерального базового масла загустителей и жидкостей других типов позволяет повысить термостойкость, скоростные характеристики и другие эксплуатационные свойства графитных смазок и существенно расширить область их применения.

Масляные дисперсии можно использовать как самостоятельно – частицы графита в этом случае легко поступают даже к труднодоступным зонам трения – или в качестве присадок к другим товарным маслам.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Чрезвычайная популярность объясняется просто – «графитку» можно приобрести практически везде, использовать ее для большинства узлов, а по стоимости она гораздо привлекательнее современных материалов.

Примеры применений:

  • листы рессор для уменьшения трения и устранения скрипа
  • колесные гайки, шпильки, болты – для предотвращения заеданий
  • тросовые приводы – для обеспечения плавности хода и снижения износа
  • основание штыря выдвижной антенны – для устранения тресков и шорохов при приеме радиосигнала
  • защита электрических соединений и контактов от образования коррозии
  • узлы подвески и рулевого управления (рулевые шарниры, рейки, шестерни, шаровые опоры, противоскрипных шайб и т.д.)
  • резьбовые соединения кузовных деталей и подвески
  • направляющие суппортов и противоскрипные пластины дисковых тормозных механизмов
  • крестовины кардана в заднеприводных моделях
  • дверные петли, механизмы замков
  • направляющие сидений
  • домкраты
  • сцепные устройства автомобилей
  • ШРУСы

Применение в автомобиле графитной смазки не ограничивается приведенными примерами. Практически везде, где есть нагруженные механизмы с невысокой скоростью движения она окажется весьма полезной.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Графитные смазки на минеральной и синтетической основе широко применяются в самых разных отраслях промышленности.

Примеры узлов промышленного оборудования, для обслуживания которых используются графитовые смазки:

  • Опоры буровых долот в нефтедобывающей промышленности
  • Узлы спецтехники, сельскохозяйственного и индустриального оборудования, работающего в условиях пыли и других абразивных загрязнений
  • Открытые зубчатые передачи подъемно-транспортного оборудования, смесителей для сыпучих материалов
  • Запорная трубопроводная арматура
  • Тихоходные подшипники
  • Открытые и закрытые валы
  • Опоры качения и скольжения сушильных камер и печей
  • Цепи ширильно-сушильных машин
  • Механизмы фильтрации СОЖ
  • Цепи линий порошковой окраски, фасовочных машин, линий по производству колбас
  • Конвейерные цепи
  • Подшипники и зубчатые передачи электро- и пневмоинструментов
  • Подшипники и зубчатые передачи приводов центрифуг
  • Шпиндели колеровочных машин
  • Лебедки траулеров
  • Винтовые пары станочного оборудования

Графитовые смазки находят свое применение и в бытовых условиях. Хорошие хозяева используют их для смазки дверных петель и замков, для обслуживания, ремонта и хранения электрического и механического инструмента, велосипедов и т.д.

Таким образом, мы убедились, что смазки с графитом — это эффективные недорогие средства для защиты контактирующих деталей от износа, трения, коррозии и повышения их ресурса.

Использование этих материалов в перечисленных узлах, а также для многих других случаев применения станет удачным решением многих задач по ремонту, обслуживанию и хранению промышленного и бытового оборудования и автотранспортных средств.

Графитовая смазка — для чего используется

 

Графитовая смазка производится посредством повышения густоты нефтяного масла с использованием 2 базовых компонентов: кальциевого мыла и графита.

Готовый раствор по текстуре визуально схож с плотной мазью, цвет которой находится в диапазоне от темно-коричневого до черного тона.

Этим материалом обрабатываются различные детали и поверхности, выполненные из стали, и характеризующиеся склонностью к появлению окислов.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

На металлических изделиях (за исключением благородных сплавов), покрытых составом, образуется графитовая пленка. Прочная взаимосвязь пленочного слоя с окислами объясняется структурой графита, молекулы которого неплотно соединены между собой, при этом между пленками всегда остаются молекулярные частички воздушно-кислородной смеси.

Этими же параметрами и обусловлено снижение смазочных показателей графита в безвоздушном пространстве.

Характеристика графитной смазки

  • Технические свойства графитовой смазки определяются компонентами, присутствующими в смеси.
  • Предыдущее наименование материала звучит как «графитная УСсА», технология производства которого регламентирована ГОСТ 3333-80.
  • Более стандартное описание технологии получения состоит в следующем: вязкое масло (продукт нефтепереработки) загущается добавкой в виде кальциевого мыла и измельченного порошкового графита.
  • Упрощенная версия производства звучит как перемешенный солидол с толченым графитовым порошком.
  • Второй базовый компонент — это измельченный уголь, представляет собой наполнитель, обеспечивающий заполнение мельчайших полостей поверхности, уменьшая коэффициент трения.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Для чего применяют

Сфера использования графитовой смазки достаточно большая. Состав применяется не только в автомобильных агрегатах, промышленности, а также популярен для бытового назначения.

В производственной сфере применяется для обрабатывания:

  • Запорных арматурных деталей;
  • Тихоходных подшипников на лентах и конвейерной технике;
  • Подвесок и ходовых деталей установок, специализированном оборудовании, а также для крупно габаритных агрегатов;
  • Осей отрытого или закрытого типа, шкивов и зубчатых передач;
  • Рессор спецтехники и крупно габаритных механизмов;
  • Долот и буровых установок.

В автомобильной отрасли:

  • Для рулевых узлов, кроме элементов с трансмиссионным маслом;
  • Шаровых опорных элементов;
  • Антикоррозийное покрытие контактов электроцепи;
  • Увеличение ресурса эксплуатации шайб в рессорах.

Зачастую смазочные материалы из графита востребованы в автотранспорте для обрабатывания направляющих суппортов.

Когда используется аэрозольный вариант графитовой смазки, то посредством него допускается защищать от окисления диски тормозной системы, барабаны и фланцевые детали ступиц.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Такое покрытие предоставляет возможность уменьшить вероятность прикипания металла.

Мелкодисперсное распыление средства обеспечивает равномерное распределение в труднодоступных участках, и способствует созданию обезжиривающей пленки.

Во время сборочных работ по монтажу узлов — смазочный состав наносят на резьбовое соединение для повышения простоты демонтажа метизов, при последующем сервисном обслуживании автомобильных компонентов.

В быту графитовым раствором покрывают цепи для велосипедов, замки, петли для дверей, и тросовые приводные элементы тормозных систем.

Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля Графитовая смазка и ее использование в узлах автомобиля

Повышенная густота позволяет смешивать смазочный состав с растворителями, что позволяет обрабатывать конструкции со сложной геометрией. Распределенная мазь закрепляется на поверхности, при этом растворитель высыхает. Средство безопасно для покрытия изделий из полимеров, а также для окрашенных материалов.

Плюсы и минусы

Сочетание технических параметров солидола и измельченного графита в готовом смазочном составе обеспечивает следующий перечень характеристик:

  1. Допустимые значение температуры для эксплуатации составляют от минус 20 до + 70 ºС. Для тяжело нагруженных устройств минимальный уровень в некоторых случаях допускается повышать, при условиях обработки участков, на которых трение не значительно понижает КПД оборудования.
  2. Смазочный состав имеет повышенные параметры водоотталкивания. Поэтому материал превосходно подходит в качестве антикоррозийной обработки различных деталей.
  3. Новейшие технологии изготовления графитовых смазок позволяют получать версии, которые обладают широким температурным диапазоном использования. Благодаря чему, модифицированное средство из измельченного графита допускается применять на металлических и полимерных материалах, которые подвергаются охлаждению или нагреву в интервале от минус 40 до + 400 ºС.

К недостаткам графитовой смазки относится ограниченная сфера допустимого применения в механизмах с повышенной точностью размеров деталей и высокой интенсивностью их взаимодействия.

Мелкодисперсные примеси угля в данном варианте становятся абразивными частицами и оказывают негативное влияние на конструктивные параметры, что ведет к преждевременному износу.

Марки и названия графитовых смазок

Среди разновидностей смазочного графита выделяют 4 марки, которые отличаются по технологическим показателям. Вне зависимости от классификации они относятся к кристаллическому типу материала.

Марки:

  • ГС-1 востребован в качестве антифрикционного элемента, и рекомендован для нанесения на твердые покрытия, которые являются деталями механизмов в космической промышленности, авиастроении. Дополнительным применением таких компонентов является антикоррозийный слой в коллоидно-графитовых препаратах.
  • ГС-2 и ГС-3 отражают примерно одинаковые характеристики, их применяют как дополнительную добавку для изготовления электропроводящих полимеров, графитовых смазочных карандашей и паст, конструкций порошковой металлургии, токопроводящих полимерных лакокрасочных покрытий.
  • ГС-4 благодаря параметрам, востребован при изготовлении консистентных смазочных растворов, используемых в открытых шестереночных элементах прокатных станов. Также данная марка графита служит противофрикционным покрытием в процесс производстве рессор автомобилей и прочих высоконагруженных агрегатов трения.

Графитовые смазки являются востребованным средством, обеспечивающим защиту различных металлических узлов (из меди и стали) от повышенного трения и окисления.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *